Главная
Заказать сайт
Макеты
Фотосъемка
Блог
Контакты
Ссылки



Блог - НА КОЛЬСКИЙ. ТРИФОНОВ-ПЕЧЕНГСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ФОТОСЪЕМКА ЖИВОТНЫХ, ДЕТЕЙ, РЕПОРТАЖ. WEB - ДИЗАЙН




Октябрь 2020

НА КОЛЬСКИЙ. ТРИФОНОВ-ПЕЧЕНГСКИЙ МОНАСТЫРЬ
День пятый, часть 2. Мурманская обл., пос. Луостари (что значит "монастырь").
Мужской старейший монастырь на Кольском полуострове.


Историю монастыря на тур. сайтах, выдают, как "перенесение монастыря туда-сюда". Основная инфо "Основан преподобным Трифоном Печенгским в 1533 г. Возрожден в 1997". А вот глубже интереснее))).

Житие Трифона озвучивает милейший вариант, типа: "Преподобный Трифон Печенгский, Кольский, родился в семье священника. Благочестивые родители воспитывали сына в страхе Божием. С ранних лет Трифон решил посвятить свою жизнь подвигам и идти с проповедью Христа к язычникам-лопарям, о которых узнал из рассказов рыбаков". (ссылка внизу)

"Житие" было написано прим. в 17 в. на основании кратких записей, хранившихся в Печенгском монастыре. От невозможности восстановить биографию, ее агиограф просто привёл разные записи к виду классического жития, заполнив пробелы стандартными оборотами о благочестивой жизни святого. Но, теперь есть документы. В "Сообщении о земли лопи" голландец Симон ван Салинген передаёт слова самого Трифона о годах его молодости. Он был атаманом разбойников.

Итого. "Св. Трифон Печенгский (в миру Митрофан) действительно был сыном священника с Новгородчины. Родился в 1495. Отличался крепким здоровьем. Побывал на военной службе, а потом стал предводителем шайки разбойников, и "пугал" каянских немцев (финнов), в рейдах до "Каяно-моря" (Ботнический залив). Имея необузданный нрав, убил свою возлюбленную. После этого, в раскаянии, ушёл на север, на Кольский п-ов, реку Печенгу".
Похоже, просто слинял от правосудия)) Ибо пять лет скитался в диких лесах… раскаянный…

"5 лет скитания в лесах, закончились встречей с Феодоритом Кольским, пришедшим на север из Заволжья ради просвещения язычников. После 5 лет совместных трудов, Митрофан, изучив язык лопарей, отправился для самостоятельной проповеди на р. Печенгу".
Где-то тут он стал "представителем от церкви". Феодорит и Митрофан, ходили по лопарям и злили местных нойдов. Нойды, все же, были добрыми язычниками, ибо эти двое там выжили, да еще и решили строить монастырь. Поэтому, отправились в 1530 г. в В. Новгород, согласовывать. Предполагаю, нойды облегченно вздохнули, но…. "Обратно на Север миссионеры возвращались со строителями, книгами, церковной утварью. Вместе с ними шёл иеромонах Илия".

"В 1532 Митрофан, при впадении реки Маны в Печенгу, основал монастырь во имя Св. Троицы. Церковь освятил Илия. Им же Митрофан был пострижен в монахи с именем Трифон".
Итого - Трифон устраивает монастырь на "сегодняшнем" месте, ставшим первым православным в Заполярье. Начинает строить Троицкую церковь в 1529, а годом основания монастыря считается 1533 - год освящения церкви, и принятия Трифоном пострига. При церкви Трифон строит кельи, в которых селятся первые иноки лопари. Потом стал приходить народ, некоторые стали иноками и строили себе кельи. Весь монастырь был деревянным. Основой хозяйства стало рыболовство. Трифон руководил, но не принял сан и уклонился от игуменства, выдвинув в настоятели Гурия.

"В голодный 1548 год, братия Кольского монастыря преп. Феодорита, настаивая на облегчении устава и обладании землями и угодьями, избивает и изгоняет своего игумена. После этого они явились к Трифону. Приход столь буйной братии вынудил и Трифона покинуть монастырь. Канон Трифону сообщает, что его жизни была угроза от "лихих людей". Братия на далеком Севере всегда была … неоднозначной)) Побитого Феодорита куда-то выгнали (нойды были добрее)), угодья захватили и решили поживиться у Трифона. По сути, тоже выгнали, иначе "угроза жизни".

"Трифон вместе с небольшой группой монахов на восемь лет отправляется в скитание, собирая милостыню, которую он отсылает в монастырь". Зачем отсылает? 8 лет!! Может, это не точно?

А вот братия в это время "самовольно перенесла монастырь ближе к устью реки, в место более удобное для промысла и торговли". В нынешнюю Печенгу. Для развития предпринимательской деятельности)). Вот тут, турист. источники начинают активно использовать слово "перенесли".
Острог не коробок. Его не носят)) Просто братия самочинно начала строить новое монастырское хозяйство в 15 верстах ниже по течению. И тогда первая обитель стала называться "Верхним монастырём", а новые строения "Нижним монастырём". МОНАСТЫРЕЙ БЫЛО ДВА.

Наскитавшись, "В 1556 Трифон явился к царю с прошением об устройстве монастыря. И. Грозный богато одарил его деньгами, церковной утварью, облачениями, колоколами, книгами, и грамотой на имя игумена Гурия. По грамоте, к монастырю отходили все земли по морскому побережью от Варангер-фиорда до Кольского залива "вместе с ловлями, угодьями и лопарями". Дарованные владения давали возможность развить просветительную деятельность и укрепить хозяйство".
В общем, царь все подарил, и лопарей подарил, и идите-идите уже в свое Заполярье с богом.

В 1557 г. Трифон вернулся, но обосновался не на новом месте в "Нижнем монастыре", а на своем старом, где создал скит у сопки, названной Спасительной. В 1571 в пустыни построил церковь Успения Богородицы. Двумя км южнее, на заливе, церковь Зосимы и Савватия Соловецких. В 1565 на реке Паз, строит храм во имя св. Бориса и Глеба, при котором, вероятно, был ещё один отдалённый скит. Монастырь рос. Имел скотники, морские суда, верфи, солеварни, мельницы; развивался рыбный промысел, трудники выделывали шкуры и мыли золото. Обитель развила большую торговлю продуктами промыслов с центральными русскими землями, и с западной Европой, в 1564 Трифон пригласил в Печенгу атверпенских купцов. Монастырь стал центром Православия, форпостом русской державы и крупнейшим хозяйством на Крайнем Севере.

Трифон Печенгский скончался 15 дек. 1583 г. Незадолго до кончины он предсказал братии своего монастыря смерть от меча и разорение обители. Похоронили его у алтаря Успенской церкви.

Предсказание сбылось в 1589. "Свейские финны", подданные шведского короля, уничтожили все. В Рождество, во время литургии, грабители ворвались в монастырь. В Зосимо-Савватиевском храме убили 51 монаха и 65 послушников и работников. 116 человек. Монастырь разграбили и подожгли. После погрома сохранился лишь отдалённый Пазрецкий Борисоглебский храм.

"Отсутствовавшие монахи, пережившие резню, похоронили останки в "Нижнем монастыре", и в 1590 перебрались в старый Кольский острог, где составили Кольско-Печенгский монастырь. В 1600 г., на месте упокоения братии, в разрушенном "Нижнем " поставили часовню, а другую часовню в 1608 на месте упокоения Трифона в "Верхнем ". Тут же, были кельи, в которых жили старцы Кольско-Печенгского монастыря: они несли службу при промыслах и менялись раз в год".

Возрождение. В 1709 над могилой Трифона в "Верхнем монастыре" построен храм Сретения Господня. Часовня на месте упокоения Печенгских мучеников в 1808 увеличена и освящена во имя Св. Троицы. Построенный Трифоном древний Пазрецкий Борисоглебский храм все эти годы действовал как приходской, а в 1874, у старой церкви, построили новую, того же посвящения.

Указом Синода в 1886, возобновление обители возложили на Соловецкий монастырь. В том же году, Троицкая часовня была превращена в церковь во имя Трифона. И в 1897 монастырь вновь появился в Печенге, на месте "Нижнего ". Благодаря настоятелям, братии и покровительству Николая II к нач. XXв. монастырь стал обширным хозяйством. Построили: Сретенский храм в "Верхнем монастыре" (на месте церкви над могилой Трифона), церковь Рождества в "Нижнем", Николо-Андреевскую на берегу Печенгского залива, церковь пр. Трифона перенесена в Баркино.

Монастырь развивал рыболовство, оленеводство, скотоводство, огородничество. Через сопки и болота была проведена 15ти верстовая дорога. Обитель посещали около 4 тыс. паломников в год, на пароходах Архангельско?Мурманского срочного пароходства, заходивших в Печенгскую губу. К 1917 в обители имелось 5 храмов, 84 здания, почтовая контора, телеграф, телефон, электрическое освещение, пристани, самая современная сельскохозяйственная техника.

В сети ходит фраза, что "монастырь существовал до 1984 (!) года, пока не умер последний печенгский монах". На самом деле он "существовал" лишь номинально.

По заключенному в 1920 г. мирному договору, земля монастыря отошла Финляндии, но Советы успели объявить о ликвидации обители. Имущество передали Мурманскому Совнаркому, ценности вывезли. Но уничтожить все не успели. По указу патр. Тихона монастырь передавался в ведение православного церковного управления Финляндии. Монашеская жизнь возродилась в составе Фин. Правосл. Церкви, но в стеснённых обстоятельствах. Финляндия отдала монастырю около 10% его бывших земель. В Рождественской церкви "Нижнего " с 1921 вели лютеранские службы. Братия проживала у Сретенской церкви в "Верхнем монастыре", у подножия горы.

Размещавшиеся в "Нижнем монастыре" с авг. 1941 немецкие части, для своих нужд, значительно изменили конструкцию церкви. А в 1944, из за боев, монахи покинули Печенгу и уехали в Новый Валаам. В 1944 все постройки "Верхнего монастыря" были уничтожены. После войны территория перешла к СССР. В Рождественской церкви "Нижнего" разместились хоз. службы армии. На границе с Норвегией сохранился Борисоглебский храм. А братия Печенгского монастыря, проживая в Новом Валаам, сохраняла свою административную обособленность, находясь в ведении Фин. Церкви. Поэтому, номинально Печенгский монастырь оставался действующим до 30 янв. 1984, когда на 111-м году жизни скончался последний из печенгских монахов отец Акакий.

Монастырь был вновь возрожден в 1997 на месте "Нижнего монастыря" в Печенге, став самой северной православной обителью. Основанный Трифоном Борисоглебский храм стал приписной церковью. Центром обители стала церковь Рождества Христова в Печенге. В 2007 монастырь сильно пострадал от пожара, в котором сгорела и Рождественская церковь.

Было решено снова строить обитель, в том виде, какой она имела сто лет назад. К строительству привлекли мастеров зодчества из Архангельской и Вологодской обл. Выделили землю в пос. Луостари, на историческом участке "Верхнего монастыря". В 2009 началось строительство главного Троицкого храма. Новая церковь примерно повторила облик старой - небольшой шатровый храм с большой трапезной и колокольней, достроили к 2012. Строят гостиницу, пекарню, братский корпус, коровник; на подворье проектировался центр временного пребывания бездомных, т. к. обитель уже несколько лет предоставляла им кров. В 2013 монастырь переведён в состав Североморской епархии, не имел производства и существовал на пожертвования.

"- Монастырь восстанавливается, но кто сегодня трифоновские монахи, кем прирастает братия?
- Я говорил о восстановлении подлинного образа Печенгского старца, как покаявшегося разбойника. Так, Трифон сам разрешил этот спор. Наиболее реально братия прирастает бывшими разбойниками. Теми, кто раскаялись в грехах, и пожелали связать свою жизнь с монастырем. Несколько лет назад в поселке Ревда, в колонии строгого режима образовался приход. Построили храм. Именно из этого прихода и приходит братия монастыря, направляясь по стопам Трифона".

"- Монастырский комплекс восстанавливается в том виде, в котором он был в XVI в. В архитектуре, принята концепция в виде монастыря-острога XVI в. Все планы таких монастырей на Севере утверждал лично Иван Грозный. Чертеж нашего до наших дней не дожил, хотя в описи Кремл. древлехранилища в 19 в. упоминался "чертеж Печенгского монастыря, ветх, весь распался". Мы руководствовались изображениями иных деревянных монастырей-острогов Севера Руси".

"- Перед началом строительства, проводили археол. освидетельствования на местности. Был обнаружен фундамент церкви, в периметре которой, по преданию, были захоронены сам Трифон и его ученики Иона и Герман. При раскопках, в середине фундамента была обнаружена гигантская братская могила наших воинов, погибших в 1944. Они лежали ровными рядами, в неизвестно, сколько слоев, но как положено, ногами к алтарю, на восток. Таким образом, мощи святых мучеников XVI в. смешались с останками наших воинов-героев XX в."

Источники - ru.wikipedia.org/wiki/Трифон_Печенгский
drevo-info.ru/articles/28081.html
azbyka.ru/days/sv-trifon-pechengskij
pravmir.ru/trifonov-pechengskij-monastyr-obitel-dlya-pokayavshixsya-razbojnikov
интересное мнение comrade-major.livejournal.com/5338.html

ГОРА СПАСИТЕЛЬНАЯ, ОНА ЖЕ ГЕНЕРАЛЬСКАЯ СОПКА
"Генеральская сопка известна, наверное, всему Печенгскому району. В древние времена Трифон Печенгский прятался в её пещерах от разгневанных лопарей-язычников, поэтому ранее она называлась Спасительной. После войны сопку стали называть "Генеральской" потому что там погиб Алексей Генералов - Герой Советского Союза". Высота примерно 200 метра.

Мы молодцы!

По дороге на Кольский. День 5, ч. 2, Трифонов Печенгский монастырь
По дороге на Кольский. День 5, ч. 1, Заполярный, Титовка, музей, река, водопад
По дороге на Кольский. День 4, ч. 2, Оленегорск и Комсомольский карьер
По дороге на Кольский. День 4, ч. 1, Мончегорск
По дороге на Кольский. День 3, Кемь
По дороге на Кольский. День 2, ч. 3, Золотец, Выгостров, Залавруга, Беломорск, Вирма
По дороге на Кольский. День 2, часть 2я, поселок Сосновец
По дороге на Кольский. День 2, поселок Идель
По дороге на Кольский. День первый(придатком водопад КИВАЧ)

Всегда ваша И. Александрова. Октябрь 2020 с) laitiona.ru    vk.com/laitiona

Фотограф Инна Александрова фотосъемка детей, животных, репортаж


ВСЕ ФОТО - ТУТ


ТРИФОНОВ-ПЕЧЕНГСКИЙ МОНАСТЫРЬ



"Блог"     "Фото блог"

Об авторских правах
Использование любых фотографий и рисунков с этого сайта в коммерческих целях
(сайты, печатные издания, рекламные макеты, дипломы и т.д.) без согласия автора - запрещено.
Если Вы хотите опубликовать что-либо из представленных работ на своем форуме
- это можно сделать только при соблюдении следующих условий:
- фото (рисунок) берется как есть (не кадрируется, не изменяется масштаб и качество);
- обязательное указание автора и активная ссылка на этот сайт. http://laitiona.ru/
Не забывайте: у каждой работы есть владелец, а ваши сайты, как правило коммерческие

  Александрова Инна  -  Россия, Санкт-Петербург - laitiona

моб. тел. +7 911 906 92 70

krasnaya@bk.ru


Главная   Создание сайтов   Фотосъемка   Блог   Контакты   Ссылки

CopyRight2006 Дизайн и фотографии Александрова Инна - laitiona
При использовании материалов с сайта ссылка на сайт обязательна
http://laitiona.ru


      Яндекс цитирования