Главная
Заказать сайт
Макеты
Фотосъемка
Блог
Контакты
Ссылки



Блог - КАЛМЫКИЯ. БЕЛЫЙ СТАРЕЦ. ЦАГАН ААВ.

ФОТОСЪЕМКА ЖИВОТНЫХ, ДЕТЕЙ, РЕПОРТАЖ. WEB - ДИЗАЙН




апрель 2022

КАЛМЫКИЯ. БЕЛЫЙ СТАРЕЦ. ЦАГАН ААВ.
Калмыцкие каникулы 11 часть.

БЕЛЫЙ СТАРЕЦ. ЦАГАН ААВ (Калм.). Божество плодородия и долголетия.
Атрибуты: жезл, чётки. Буддизм. Монголия, Калмыкия, Бурятия.

Белый Старец (монг. Цагаан ?вг?н; калм. Ца?ан ?вгн; бур. Сагаан ?бгэн)
- у монгольских народов хранитель жизни и долголетия, один из символов плодородия и благоденствия в буддизме. Белого старца так же называют Старый владыка, Хозяин земли, Белый старец Вселенной, Хозяин мира, Хозяин пространства. Еще одно из имен - это Нуудг бурхан - "Кочующий бурхан", то есть "Возвращающий на свои кочевья в новолуние и полнолуние".

С образом Белого Старца в Тибете Н. Жуковская связывает - Пехара, в Китае - Шоу Сина, в Японии - Фукурокудзю и Дзюродзина. В Монголии он "хозяин скота", хозяин Земли и всего, что находится на ней - камней, воды, флоры и фауны. Его называют хозяином духов земли, т.е. ставят выше монгольских духов. В сутре монастыря Гандан он "Давший обет помогать всем живущим".

Белый старец почитается, как покровитель долголетия, богатства, семейного благополучия, продолжения рода, плодородия, повелитель диких зверей, людей и домашних животных, гениев (духов) земли и воды. Владыка земли и воды. Считается, что мир и благополучие приходят с его появлением. Он приносит покой и равновесие во всех делах и начинаниях человеческих тем, кто его почитает. Образ восходит к мифам о супруге Земли, покровителе плодородия и долголетия.

Традиционно Белый Старец изображается в буддизме, как старик с длинной белой бородой, держащий в руках чётки и посох с навершием из головы макара (прикосновение этого посоха дает долгую жизнь). Существует несколько вариантов позы Белого Старца: отшельник, сидящий под персиковым деревом в окружении пар журавлей и оленей и в полный рост. В первом варианте Белый Старец держит в руках ещё Книгу Судеб, что роднит его с китайским божеством долголетия Шоу-сином. У бурят распространено изображение Старца, сидящего на троне. Часто на изображениях, в верхнем углу слева, в облаках - Амитаюс (Аюша) Бог Долгой Жизни.

МАКАРА - миф. морское существо (дракон), чье тело состоит из частей разных животных. Голова крокодила с хоботом слона, или водного чудовища, с открытой пастью. На ниж. челюсти часто клыки кабана, над верхней челюстью - слоновьи бивни. Тело рептилии или рыбы. На доступных изображениях тело макары покрыто либо чешуей рыбьего типа, либо щитками, как у крокодила. Хвост рыбий, но иногда расцветший, подобно корневищу лотоса, который ошибочно сравнивают с павлиньим. Разные части тела макары выглядят стилизованными под лотос: чаще это хвост, распадающийся "соцветие", иногда усы, кончик хобота, приобретающий вид пучка щупалец, бахрома на лапах, грива. Эти черты сохраняются в образе и за пределами Индии. В индийской традиции, лотос символ женской силы жизни, плодородия, связанный с водой. Макара - индийский символ силы, символизирует жизнь и природу во всех ее состояниях - стихиях.

В добуддийских представлениях о Белом Старце лежат культы природы древних народов Монголии и Китая; в частности, у бурят - культ старца Беки, восходящего к культу огня.

В монгольской среде, буддийская школа гелуг включила Белого Старца в собственный пантеон так называемых божеств местности. Была составлена сутра, в которой описывается встреча Белого Старца и Будды Шакьямуни. В ней Белый Старец так описывает свои функции:
"Я в точности знаю грехи и добродетели людей, населяющих вселенную; долгота и краткость человеческой жизни в моём ведении… Кто по жестокости убил кого, не был почтителен к родителям, злоумышленно не оказал почтения Трём драгоценностям… таковых греховных существ предаю чертям… навожу на них болезни, воров, раны, сыпи и дурные сновидения в таком обилии, как дождь. Обманы, невыгоду, порчу в вещах, убытки, смерть и мучение - всё это даю я".
Сутра Белого Старца (полностью внизу)

Как отмечается в сутре, Мудрый Белый Старец достиг состояния святости, и тогда, куда бы он ни кинул благословляющий взор, везде расцветала Земля, плодился скот, рождались дочери и сыновья, приходило "счастье совершать добродетельные дела". При отсутствии внимания с его стороны тускнело все вокруг, жизнь замирала. Взгляд неодобрения на греховные человеческие деяний нес "несчастные дни" - болезни, раны, обман, убытки, мучения, смерть.

По мнению ордосцев, стоит ему махнуть посохом с драконовой головой в сторону, там начнется падеж скота в большом количестве и поэтому его называет "Мялзан цагаан овгон", то есть "Белый старец, повелевающий и жизнью, и смертью".

В монгольских буддийских монастырях Белого Старца обычно ставят перед входом в храм, а на алтарях он занимает место внизу. В Монголии, обитель Старца - гора Сонгино-Хайрхан близ Улан-Батора. Белый Старец, едущий на быке, составляет герб одноимённого столичного района.

Белый Старец - персонаж, связанный с монгольским новогодним праздником Белого месяца, его зовут Хозяином года (монг. Жилийн эзэн). День зимнего солнцестояния - 22 декабря, считался днём его перекочёвки. Это перекликается с русским Дедом Морозом.

Образ Белого Старца приобрёл черты покровителя всего калмыцкого народа, хозяина земли и воды, и является хозяином времени и года. Калмыцкий Новый год отличается от праздника других монгольских народов и народов, исповедующих буддизм. Празднование его приходится на Зул, в этот день покровитель калмыцкого народа наделяет народ годами жизни. В бытовом сознании многих калмыков представление о верховном буддийском божестве часто связывается с обликом Белого Старца и лишь затем с образом Будды Шакьямуни и других божеств.

Цаган Аав, в Калмыкии, является покровителем всех животных, но особенно сайгаков, поскольку сайгак - любимое животное Старца. Одно из поверий называет Старца покровителем сайгаков; запрещалось стрелять в сайгаков, если они стоят в куче: тогда их доит Белый Старец.
Гора Большое Богдо в районе оз. Баскунчак была местом подношений калмыков Белому Старцу. Его образ был установлен на вершине.

Белый старец встречается в фольклоре почти всех народов Азии.
Известен, как божество и в других культурах, под разными именами, но всегда с посохом.
Он объект поклонения и адресат разных просьб и молитв.

Как свидетельствуют сутры, а также известные и датированные изобразительные образцы, изученные бурятскими исследователями, иконографическая традиция образа Белого старца сложилась к 18 в., незначительно изменившись к началу 20 в. Можно выделить несколько групп. Иконографические признаки места пребывания персонажа: "Гора" о пяти вершинах, пещера, плодовитый лес, плодоносящее дерево, в т.ч. персиковые деревья, вода (река, обтекающая место, где сидит Белый старец, или озеро перед ним). На изображениях на фоне горной пещеры, пещера может быть понята, как символ входа в чрево, в лоно Земли, в "Тот Свет", как вариант трансформации входа в Храм или Мировое дерево, осуществляющего связь с бытием Иного.

На танке 18 в., Белый старец изображен на фоне спинки трона, символизирующего согласно традиции многих народов вход в храм, ворота-торана, Дерево жизни. Бурятская танка несет черты китайской живописи - изображение Белого старца в образе китайского сановника.

Гора Утайшань находится в приграничной с Монголией провинции Шань Си. На горе монастырь - главное святилище Манджушри. В сутре монастыря Гандан, Цагаан Эбуген хозяин горы Утайшань, сотворенной, согласно буддийским текстам, одним из трех основных бодхисатв - Манджушри (санскр. "славный сиянием"), бодхисатва Мудрости, разрушитель неведения, отсекающий мечом путы невежества. Утайшань - место пребывания Манджушри, откуда он спускается к людям.

С Велесом Цагаан Эбугена роднит покровительство скоту, земным водам, богатству.
Перекликается его образ и с Миколой-бурханом, путающим сомневающихся, и одновременно милостивым земным заступником, выводящим блуждающих на дорогу.

Функции Старца двойственны: охранительные, спокойные и карающие, устрашающие. В танках Цагаан Эбуген выглядит добрым, ласково улыбающимся Старцем, а в маске Цама (музей Улаанбаатар) его облик устрашает.

Из сутры монастыря Гандан: "Посох с одной или двумя головами дракона в правой руке, в левой - "драгоценный камень Чинтамани, исполняющий желания", в форме трех сокровищ, трех драгоценностей, триратны, имеющие символ. значение "тайны трех-в-одном". Драгоценный пояс, проходящий через три мира, нить, связующая миры в структуре мироздания; "свое" и "чужое", "другое" пространство, источник жизненной силы; фигуры животных, водоплавающих птиц; книга судеб - символ долголетия".

- - - - - - - - - -

Сутра о Белом Старце (Цаган-эбугэн'у судур орошиба)

Текст восстановлен по репринт. изданию: Позднеев А.М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношением сего последнего к народу.Элиста,1993

Я слышал, что говорили так. В одно время всесовершеннейший Будда с Анандою и приемлющими жертву в чашу, с главнейшими из бодхисаттв и хувараками, проходил у горы, которая называлась Чжимисту-ой [плодовитый лес], и в это время увидел одного старца, достигшего уже пределов человеческой жизни: волосы и борода его были совершенно белые, он был одет в белую одежду и держал в своей руке посох с наконечником, изображающим драконову главу. Такого старца увидел Будда и спросил его: "Зачем в одиночестве живешь ты у горы?"

Всесовершеннейший Будда, - отвечал старик, - я жил на этой горе, и выше меня было небо, а внизу мать утугэн [земля]. Я повелитель диких зверей, ядовитых змей, людей и животных, гениев земли и воды, хранителей царств. Как ни свирепы гении 24 стран, - я могу управлять ими. На горах я - владыка гор, я владыка земли, я владыка воды; в храмах я владыка пространства, на котором помещаются священные книги; в городах я владыка места, на котором стоит город. Я в точности знаю добродетели и грехи людей, населяющих вселенную; долгота и краткость человеческой жизни в моем ведении. Я даю счастье совершать добродетельные дела; поступки добродетели и греха, основы благих дел, почтительность к родителям, веру в три драгоценности, все это рассеиваю я, ниспускаясь первого и 15-го числа каждого месяца; а в день мыши ниспускаются вместе два докшина, черный горный демон, повелитель привратников ада и владыка огня: они подробно и без пропусков описывают все дурные и добрые деяния, которые сделали люди, я же принимаю эту запись. Кто по жестокости убил кого, не был почтителен к родителям, злоумышленно не оказал почтения к трем драгоценностям, всех тех и обо веем том небесные гении записывают. Потом я, вместе с докшинами земли и воды, владыками несчастных дней, девяти звезд пяти свирепых галабов, с владыками земли и владыками вод, с владыками городов и местностей схожу и таковых греховных существ предаю чертям, принадлежащим к 100 различным родам, навожу на них болезни, воров, раны, сыпи и дурные сновидения в таком обилии как дождь. Обманы, невыгоды, порчу в вещах, убытки, смерть и мучения - все это даю я.

На эту речь повелителя неба всесовершеннейший Будда сказал: "хорошо, хорошо!" и потом произнес, обращаясь к ученикам: "Дети высокородных, дайте клятву перед моим лицом в том, что вы будете охранять одушевленные существа и помогать им!"
Кто эту книгу прочтет, заслуги того велики; а если кто прочтет ее 7 раз, тот избавится от болезней. Так сказал Будда и произнес тарни: "Ом-на-мо-са-лу-то-ма-дока-то-ло-тон ом-то-ло-то-ло дий-я-сва-ха-ха-ха-ха". Услышав эти тарни, все гении земли и воды возблагоговели пред Буддой и, сложив ладони, поклонились".

О традициях Белого Месяца - бурятского "Нового года" https://pandia.ru/text/77/311/44125-2.php

Материал из открытых источников сети.

Мы молодцы.
Калмыкия 11. Белый Старец. Цаган Аав.
Калмыкия 10. Фестиваль. Остров тюльпанов. Маныч-Гудило.
Калмыкия 9. Овата. Памятник быку. Калмыцкая порода - коровы, овцы, лошади.
Калмыкия 8. Элиста. Золотая обитель Будды Шакьямуни. Старый Хурул Сякюсн-Сюме.
Калмыкия 7. Троицкое. Карьер. Мемориал Депортации. Хурул Оргьен Саннгаг Чолинг
Калмыкия 6. Буддийские хурулы Калмыкии. Посещение, правила, съемка и пр.
Калмыкия 5. Цаган-Нур хурул Таши Гоманг. Эвдык. Мотр Цац в степи. оз. Сарпа.
Калмыкия 4. Большой Царын. Хурул Алдр Диилврин Сюме. Про рис, степь и туристов
Калмыкия 3. Буддийская ступа - цаца, субурган, пагода.
Калмыкия 2. История, люди, депортация. Это стОит знать.
Калмыкия 1. Начало

Всегда ваша И. Александрова. апрель 2022 с) laitiona.ru    vk.com/laitiona

Фотограф Инна Александрова фотосъемка детей, животных, репортаж


Альбом "Калмыкия, общий"


КАЛМЫКИЯ БЕЛЫЙ СТАРЕЦ ЦАГАН ААВ




"Блог"     "Фото блог"

Об авторских правах
Использование любых фотографий и рисунков с этого сайта в коммерческих целях
(сайты, печатные издания, рекламные макеты, дипломы и т.д.) без согласия автора - запрещено.
Если Вы хотите опубликовать что-либо из представленных работ на своем форуме
- это можно сделать только при соблюдении следующих условий:
- фото (рисунок) берется как есть (не кадрируется, не изменяется масштаб и качество);
- обязательное указание автора и активная ссылка на этот сайт. http://laitiona.ru/
Не забывайте: у каждой работы есть владелец, а ваши сайты, как правило коммерческие

  Александрова Инна  -  Россия, Санкт-Петербург - laitiona

моб. тел. +7 911 906 92 70

krasnaya@bk.ru


Главная   Создание сайтов   Фотосъемка   Блог   Контакты   Ссылки

CopyRight2006 Дизайн и фотографии Александрова Инна - laitiona
При использовании материалов с сайта ссылка на сайт обязательна
http://laitiona.ru


      Яндекс цитирования