Главная
Заказать сайт
Макеты
Фотосъемка
Блог
Контакты
Ссылки



Блог - КАЛМЫКИЯ. БУДДИЙСКИЙ ХУРУЛ. ПРАВИЛА

ФОТОСЪЕМКА ЖИВОТНЫХ, ДЕТЕЙ, РЕПОРТАЖ. WEB - ДИЗАЙН




апрель 2022

ХУРУЛЫ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ.
Калмыцкие каникулы 6 часть.
Буддийские хурулы Калмыкии. Посещение, правила, съемка и прочее.


В Калмыкию буддизм пришел из Тибета. Религия распространялась среди предков монголов и калмыков с 13 века. В 18 в. из Калмыкии в Тибет поехали люди, изучать буддизм.

Буддийские храмы в разных странах называются по-разному - дацан, хурэ, хурул, пагода и пр. В Калмыкии буддийский храм называется Хурул - монастырь (обитель). Слово "хурул" от монгольского "хурэ" - круг, ограда. Хурэ - буддийские храмы в Монголии, Туве, Бурятии. Позже, в Бурятии "хурэ" было изменено на "дацан". У нас, в СПб, бурятский Дацан Гунзэчойнэй.

В Калмыкии буддизм и хурулы были основаны ламой и учителем калмыцкой письменности - Зая Пандитой. Когда-то хурулы калмыков были кочевыми. После того, как люди стали переходить на оседлую жизнь, появились стационарные. Первым таким храмом стал хурул в Цаган-Аман (1798 г.). В 19 в. распространение буддизма шло активно, но началась революция 1917 г. и СССР. В дальнейшем, калмыцкие хурулы были уничтожены все. И только в 1988 в Элисте снова была зарегистрирована буддийская община.

С тех пор, построено много хурулов и ступ, и продолжают строить новые. Первым считается Сякюсн-Сюме - монастырь в 6 км от Элисты. Его называют "старый хурул", но он почитаем и любим народом, пожалуй, больше, чем Центральный. Место, где будет будущий хурул, выбирается буддийскими монахами. В центре основания кладут меч, чашу с рисом (аршан - подаяние богам), рулоны с мантрами (буддийскими молитвами) и пр.

ПРАВИЛА ПОСЕЩЕНИЯ ХУРУЛА.

Правил мало, они понятны, написаны на стендах у ворот больших хурулов.

Жестких "строгостей" нет. Если вы, что-то сделаете "не так", вам, возможно, сделают вежливое замечание, и дадут необходимые объяснения. "Злых старушек РПЦ" здесь не бывает)).

1. В буддийском храме, нет обязательных (!) религиозных действий. Все всё делают добровольно. Если вы буддист, знаете "как надо" - вперед, если нет - просто ведите себя культурно. Хотите поклониться, посмотрите, как это делают окружающие. В Элистинском хуруле, на территории, кланяются Белому старцу и великим учителям в 17ти пагодах вокруг хурула.

2. Самые главные правила: обувь - надо разуваться и головные уборы - снять (всем). Это обязательно, абсолютно во всех хурулах.

"Куда деть тапочки". Снимать обувь надо только при входе в храмовые здания! По территории комплексов нужно ходить обутыми. В хурулах, обувь оставляете при входе, внутри. Даже в Центральном хуруле Элисты (а это, как наши огромные "музейные" соборы) есть полки для обуви, скамейки, обувные ложки - посещение оставило только приятные впечатления. При обходе ступ или малых святилищ со статуями разуваться не требуется.

"Я в шапке". Любой головной убор надо снять при входе на монастырскую территорию (а не только в здания). Снимать всем - независимо от пола, религии и национальности.

3. Форма одежды свободная, но в рамках правил приличий.

В шортах и коротких платьях (юбках) по монастырям ходить не стоит, и не только буддийским)). Я путешествую только в "штанах", и единственное место, где очень вежливый охранник, молча протянул "платок с веревочками, типа юбка" был Центральный хурул - вообще не проблема)).

4. Барабаны и обходы.

Все обходы ступ, пагод, хурулов совершаете только по часовой стрелке. Вообще, прежде чем войти в хурул, надо обойти ступу, если таковая имеется рядом, потом само здание хурула. В больших за вами никто следить не будет)). В поселковых, нам часто сразу все объясняли и предлагали обойти. И это тоже оставило чудесные впечатления. Люди понимают, что мы не местные, что мы многого можем не знать, и просто очень тактично не допускают "неудобных" ситуаций. Доброжелательно предлагают, но не требуют. А мы, ака разумные, соблюдаем правило вежливости "в чужой монастырь со своими уставами не ходят". Обход большой территории храмового комплекса "Золотая обитель Будды Шакьямуни" тоже лучше начать по часовой. На вашем пути будут 4 больших барабана и 17 пагод. В каждую пагоду можно войти и обойти статую.

Лирическое отступление))). Если обойти всё, и 17 пагод по кругу каждую, и 4 огромных барабана, а потом подняться к хурулу и обойти его тоже, крутя все барабаны (а их - 108!), то… возникает мысль "а в церковь забежал, покрестился, поклонился..". Буддисты, совершая обход, читают мантры, "настраиваются" на посещение храма. А учитывая, что, в идеале, все обойти бы 3, 7, 21, 108 раз… угу)). Обходить ли все? Только вам выбирать свою Белую дорогу (успех и благополучие)).

Барабаны крутить можно и нужно!

Называются барабаны - кюрде (хурдэ). Их называет и "молитвенный барабан" и "молитвенное колесо", и "мани-барабан" (от мантры "Ом Мани Падме Хум"). Снаружи на кюрде фрагменты мантр. Барабаны могут быть любого размера (бывают даже настольные, или "карманные"). У каждого внизу есть "ручки", за которые можно вращать барабан, но можно и просто касаться его. Да! Каждый вращают по часовой стрелке. Маленькие крутятся легко. К большим кюрде надо приложить усилия, у них наверху обычно есть колокольчик, который звонит, как только барабан делает полный круг. Для полного счастья надо, чтобы прозвонило три раза.

Зачем крутить? Внутри находятся рулоны с множеством молитв. Вращение барабана заменит их прочтение. Вращают барабаны с добрыми помыслами, можно говорить мантры, и даже просить желаемого. При этом человек может даровать благо и себе, и всем, о ком думает. Ветер подхватит ваши мысли, и чем они чище, тем легче крутится барабан. Считается, что кюрде может помочь любому, кто верит в его силу, неважно буддист вы или нет.

Есть мнение, что кюрде придуманы для слабослышащих, слабовидящих или безграмотных людей, которые не могли читать записанные священные слова. Но важно понимать, что кюрде - это не для тех, кому лень или "некогда". Мантра, двигаясь по кругу, становится "правильными", а потоки энергии сильнее. Молитвы при этом излучают невидимый свет, который стирает омрачения и плохую карму. При медитации с кюрде можно визуализировать исходящий свет вместе со своей энергией. Кстати, барабаны могут приводиться в действие ветром (такие часто стоят у субурганов в степи), потоком воды, с помощью тепла свечи или электричеством. Но вернемся к правилам.

5. Не следует касаться других людей, особенно если вы в монастыре, особенно монахов.

6. Зайдя в хурул, нужно обходить его, так же, по часовой стрелке. В центральной части места для монахов и по центральной части (прямо от входа) ходить не надо.

Садиться в хурулах можно и на лавочки для посетителей и на пол. В "Золотой обители" мне никто не мешал посидеть в уголочке на полу. Нельзя садиться "ногами вперёд". Ваши ноги держите при себе)). Нельзя, чтобы ноги были вытянуты в сторону алтаря и на других людей.

Нельзя лежать. Люди делают "простирания" - это другое.
Нельзя ходить в алтарную часть.

Можно зажечь свечу, оставить подношения и пожертвования (положить денежку). Деньги идут на благоустройство и реставрацию храмов. Монаху деньги брать запрещено. "Торговых базаров" внутри хурулов, как в церквях РПЦ - нет. Даже в "большом и туристическом", в Элисте, маленькая лавка - немножко буддийских "штучек" и свечи. За сувенирами надо идти в магазины. Там же, можно купить свечи и флажкии лунг-та "с собой". В степи, возле цац, и в поселковых хурулах магазинов нет.

Разноцветные буддийские флажки Лунг та. Ветер-конь или лунг-та (тиб. rlung rta).

Предназначены для защиты от злых сил и привлекают благополучие на окружающую территорию. Цвета символизируют: белый - воздух, красный - огонь, жёлтый - землю, зелёный - воду, синий - небо/космос. Пять цветов - гармония пяти стихий. Воздействие цветов усиливается нанесёнными текстами и символами. Лунг та - "конь ветра", несущий исполняющую желания драгоценность. Лунг-та вешают горизонтально. Считается, что ветер подхватывает информацию на флажках и разносит её, наполняя мир добротой. Флаги вывешиваются, около ступ и храмов. На сильном ветру флажки "хлопают", как будто волшебный конь поскакал исполнять добрые мечты. Флажки можно вешать в любом чистом (!) месте. Внутри и снаружи своего дома, на деревьях и скалах - они везде будут повышать счастье. Лунг та самый простой способ привлечь успех себе и близким. Для этого, при развешивании флагов, надо написать свое имя, и имена близких (начинать со старших), на флагах с цветом, соответствующим вашему году рождения. Инфо есть в сети.

7. Фотосъемка и не только.

Фотографировать, в основном, можно. Разрешения спросить надо)). Поселковые хурулы вообще очень "человечные". Там светло и радостно. Не надо ходить шепотом и строить скорбные лица (впрочем, и в РПЦ не надо, меня монах учил))). Можно все спрашивать и в целом разговаривать. Можно иногда самим сфотографироваться в хуруле (с разрешения). Запреты на съемку есть в больших хурулах Элисты. И старом, и новом. В "Золотой обители" строго. В Сякюсн-Сюме тоже висит запретная табличка. Там, одновременно с нами, пришли туристы (сборник Питер-Москва), а я вошла в храм с руководителем группы. Встретивший нас монах сказал "фотосъемка запрещена, обувь надо снять", и быстро исчез на 2м этаже. Предполагаю, молиться о бестолковых туристах)). Туристы погоцали в алтарь и фоткались телефонами в позах "типа йа буддист". Осталась забавная мысль "русского туриста даже в России видно"))). Тайно тИлИфоном, можно. Но нужно ли? В тырнете есть фото, просмотр не даст "счастья присутствия". И я решила, что "своя карма ближе к телу"))). Лучше езжайте увидеть.
Оно того стОит.

Кстати, "что в хурул нести": конфеты, печенье, фрукты, чай плиточный, белые и жёлтые монеты для символического подношения. В хуруле вам могут дать сладости. Они освященные, возьмите. Их тоже называют "аршан", но значений у этого слова много. Аршан - подношение; подношения богам, и святая вода, и освященная пища людям (дают и гостям, и раздают, например, волонтеры нуждающимся). По народной примете, даже фантики этих конфеток благо, можете написать на них желание, потом сжечь или запустить самолетиком))), только в мусор не выбрасывайте.

- - - - - -

Золотая обитель Будды Шакьямуни.
Бурхн Багшин алтн сyм / Геден Шеддуп Чой Корлинг.

Монастырь. Россия. Республика Калмыкия, г. Элиста. Конфессия тибетский буддизм. Орденская принадлежность гелуг (Объединение буддистов Калмыкии). Основатель Далай-лама XIV. Основан 2004 г. Реликвии и святыни - Волосы Ламы Цонкапы, одежда Далай-ламы XIV. Это крупнейший буддийский храм Калмыкии и один из крупнейших в Европе. Здание хурула 63 м в высоту, в нем вторая по величине в России и Европе статуя Будды 9 м. По периметру здание обнесено оградой с чередующимися через каждые 5 м ступами. Всего вокруг хурула 108 ступ. В здании 7 уровней.

Сякюсн-Сюме (калм. Сaкyсн-сyм). Монастырь.
Россия. Республика Калмыкия. 6 км от г. Элиста.Конфессия Гелуг.

Основатель Далай-лама XIV. Дата основания 1996 г. Официальное название "Геден Шеддуп Чойкорлинг", что по-тибетски "Святая обитель теории и практики школы Гелуг", в вольном переводе "Святая обитель просвещенных монахов". До постройки в 2005 Золотой обители Будды Шакьямуни, являлся крупнейшим буддийским храмом республики. Высота храма 20 м, длина 24 м, ширина 19 м. Нижняя часть выполнена в стиле типичном для тибетских монастырей, верхняя часть выполнена в традиционном стиле восточной двухъярусной пагоды. На территории комплекса домик для лам, и 3 субургана (ступы).

Список хурулов Калмыкии можно найти в сети.

Мы молодцы.
Калмыкия 6. Буддийские хурулы Калмыкии. Посещение, правила, съемка и пр.
Калмыкия 5. Цаган-Нур хурул Таши Гоманг. Эвдык. Мотр Цац в степи. оз. Сарпа.
Калмыкия 4. Большой Царын. Хурул Алдр Диилврин Сюме. Про рис, степь и туристов
Калмыкия 3. Буддийская ступа - цаца, субурган, пагода.
Калмыкия 2. История, люди, депортация. Это стОит знать.
Калмыкия 1. Начало

Всегда ваша И. Александрова. апрель 2022 с) laitiona.ru    vk.com/laitiona

Фотограф Инна Александрова фотосъемка детей, животных, репортаж


ВСЕ ФОТО общий альбом "Калмыкия"


Буддийские хурулы Калмыкия




"Блог"     "Фото блог"

Об авторских правах
Использование любых фотографий и рисунков с этого сайта в коммерческих целях
(сайты, печатные издания, рекламные макеты, дипломы и т.д.) без согласия автора - запрещено.
Если Вы хотите опубликовать что-либо из представленных работ на своем форуме
- это можно сделать только при соблюдении следующих условий:
- фото (рисунок) берется как есть (не кадрируется, не изменяется масштаб и качество);
- обязательное указание автора и активная ссылка на этот сайт. http://laitiona.ru/
Не забывайте: у каждой работы есть владелец, а ваши сайты, как правило коммерческие

  Александрова Инна  -  Россия, Санкт-Петербург - laitiona

моб. тел. +7 911 906 92 70

krasnaya@bk.ru


Главная   Создание сайтов   Фотосъемка   Блог   Контакты   Ссылки

CopyRight2006 Дизайн и фотографии Александрова Инна - laitiona
При использовании материалов с сайта ссылка на сайт обязательна
http://laitiona.ru


      Яндекс цитирования