Главная
Заказать сайт
Макеты
Фотосъемка
Блог
Контакты
Ссылки



Блог - КАЛМЫКИЯ. Цаган-Нур. Эвдык. Мотр Цац. Сарпа.

ФОТОСЪЕМКА ЖИВОТНЫХ, ДЕТЕЙ, РЕПОРТАЖ. WEB - ДИЗАЙН




апрель 2022

РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ.
Калмыцкие каникулы 5. Поселок Цаган-Нур - Хурул "Таши Гоманг".
Сарпинские озера. Поселок Эвдык - ступа и стадион Бамба.
Мотр Цац ступа просветления в степи.


Следующей нашей точкой был хурул "Таши Гоманг" в пос. Цаган-Нур и оз. Сарпа. Октябрьский р. До Элисты 170 км. Цаган-Нур - название от калм. цаhан - белый + нур - озеро, отражает цвет соли на дне озера после его высыхания. В сер. 18 в. местность была уже заселена. В Цаган-Нур живут калмыки талтахиновского рода.

ХУРУЛ "ТАШИ ГОМАНГ". ЦАГАН-НУР.

Стоило нам остановиться у хурула, как подъехала машина, из нее вышла женщина и спросила "Вы в хурул?". Храм нам открыли, все показали, рассказали, и спокойно оставили нас там со словами "походите, осмотритесь". Хурул открыли в 2021, этой весной туда провели газ и теперь, в любое время года, там будет тепло. А вот энергетика там всегда солнечная. Может потому, что строили сами, методом народной стройки, на пожертвования жителей и выходцев поселка. Проводили концерты сборы от которых пошли на строительство. Может потому, что Храм стоит примерно там, где раньше был деревянный хурул Таши Гоманг, построенный в 1911. Говорят, что в нем служило до 100 монахов. После революции старый хурул разграбили и в 1933 разобрали.

Нам с гордостью рассказывают о том "что все сами", о том, что "статуя Будды привезена сюда из Тибета", и с гордостью о тех, кто помог, о том, что совсем скоро проведут газ, о предках, и потомках односельчанах. В конце рассказа, обращают наше внимание на не большую стеклянную витрину с двумя фигурками - это старинные статуэтки Зеленой и Белой Тары из старого хурула, все лихие годы их хранила семья Лиджиевых. И это самая "правильная гордость" - гордость за свой род. Гордятся люди и настоятелем хурула геше Мутла.
"На сегодня он единственный монах, который завершил полный курс обучения и получил степень геше. Он отказался вновь занять пост настоятеля Центрального хурула Калмыкии в Элисте, и решил остаться в Цаган-Нуре" сеть.

Возле хурула Ступа Просветления (1999 г). Во 2й ступени "Дерево жизни", мантры и самовозникающий шарик, обладатель которого защищен от всех несчастий.

Финансовые пожертвования.
Да, моей голове потребовались время и усилия, понять, что здесь это реально пойдет людям, на доброе дело, а не на наши "золотые люстры, золотые цепи")).

Потом мы подъехали к статуе Белого Старца (Цаhан Аав), в центре поселка, и Эля осталась " в телефоне", а мне было интересно побродить. Если мы привыкли к вариантам - центральная площадь, то здесь скорее поле)). Территория огорожена, есть "буддийская беседка", памятники: народ. поэту Калмыкии Каляеву С.К., писателю и поэту Хонинову М.В., Манке Талтаеву - герою войны 1812г., Мемориал погибшим односельчанам, обелиск на могиле воинов 115 Кабардино-Балкарской дивизии (1969) и проч. Я выхожу к школе, возле которой бюст Героя СССР Санджирова Н. М. (1967). А в стороне весьма эпичная, немного пострадавшая голова Эйнштейна.. Сдается мне, такая голова просто обязана обрасти, какими-нибудь школьными байками))))

Возвращаюсь к машине по поселковой улице. Опять немного зависаю)). Линия домов плотно в ряд, а вот ширина поселковых улиц тут "аховая".. В степи все широко. И никогошеньки!! Но везде кто-то есть (я уже точно знаю)). Будний день. Люди на работе вероятно. Ситуацию спасает, куда-то бегущий по своим делам, пацанчик из школы.

- - - - - - - - - - - - -

ОЗЕРО САРПА (ЦАГАН-НУР).

Мы переезжаем к озеру. В поселке я о нем разговаривала с вышедшей из "полиции" женщиной. В грустных интонациях присутствует легкое сомнение, и большая надежда: "озеро уже дошло до моста.. воду пустили.. скоро придет на нашу сторону.. если повезет - увидите лебедей". Лебедей не было, карта рисует, что мы едем через озеро, но вода только с одной стороны дороги. Сарпа здесь, уже несколько лет, пересыхает из-за нарушений в водопропускных системах и разрывов дамб. Жители этим, конечно, очень обеспокоены. Исток цепи Сарпинских озер, берет начало в степи. Большая часть озер в Калмыкии, и 2 озера в Волгоградской обл. Берег покрыт солончаками и солянками. Сарпа означает "спустившееся" (тюрк.). Цаган-Нур переводится как белое озеро. Озеро реликтового происхождения. В условиях большого испарения, роль дождевых осадков мала. До ввода Сарпинской оросительно-обводнительной системы основным источником питания водоёма являлись зимние осадки. С 1978 в озеро сбрасывают воды из Сарпинской системы (из Волги по каналам). Для поддержки уровня воды в сев. части в летний период озеро разделено плотиной. Общая длина 56 км. Озеро приёмник коллекторно-дренажных вод с рисовых чеков.

- - - - - - - - - - - - -

ПОСЕЛОК ЭВДЫК.

Сюда мы завернули к Ступе Просветления и обнаружили стадион!!))
Стадион "Бамба" окружен колесиками.. с/х колесищами!!)) Очень впечатляет.
"Предположительно, осёдлый посёлок, основан в 1920х. В Эвдыке популярна история о встрече их земляка Ш. Нимеева с белой змеей. При встрече с ней он расстелил белый платок и змея, видя к ней почтительное отношение, отдала свои рога. С помощью змеиных рогов представители этой семьи стали лечить опухоли разных видов. Змеиные рога хранились на почетном месте у бурханов. Предания о происхождении названия поселка, связанны с оз. Сарпа: "Здесь в оз. Сарпа вода по колено" или "Здесь оз. Сарпа делает изгиб, как колено". После депортации калмыков посёлок назывался с. Озёрное. Название Эвдык вернули в 1961. Почти 40 лет, Эвдык был фермой № 3 совхоза им. Чкалова (банкрот 90х). В посёлке живут представители рода шунгрцахин" сеть.

- - - - - - - - - - - - -

МОТР ЦАЦ. Ступа в степи.

В 9 км от п. Эвдык есть место, которое примерно со 2й пол. 19 века имеет название Мотр цац. Цац (цацъ) часовня. Мотр (мотър) длань, десница, рука святого человека. Здесь мы немножко заплутали в "степных следах" у колодца - надо просто ехать к ступе - ее видно. Мотр Цац очень почитаем. Ежегодно жители поселка совершают обряд поклонения земле и воде.

Далее сокращенно, из работы Урубжуровой В., уч. 9 класса.

"Цаца на калм. субурган, молельня, часовня. Ступы строились на святых местах, соответственно правилам астрологии и геомантии, становясь центром природной мандалы, представленной естественным ландшафтом. Они выступали как резонатор светлой энергии, гармонизирующей окружающее пространство. Считалось, что энергия ступы способна очищать место от злых духов, и оберегать живущих рядом. Отправляясь в дорогу, шли к ступе за благословением.

По преданию, Мотр цац является захоронением (пальца одного из Верховных лам Калмыкии, который был похоронен на лев. берегу Волги. В урочище Цаган Аман, в к. 19 в., захоронены Шаджин лама - Зодба Ракба Самтанов, и Орчи Лама - последний настоятель осёдлого хурула Ламрим Лин Калмыцкого ханства.

В 1930е, субурган Мотр цац был разрушен. Молельный дом 2?2 м, из кирпича, построили жители п. Эвдык и п. Чкаловский. До этого, здесь была возвышенность из камней и обломки кирпичей прошлого субургана. Люди берут их домой. Берут и землю (шавр) с этого места, которое считается священным. Как рассказывают старожилы, земля эта помогает при кожных заболеваниях и пр.

Существуют легенды.

1. Давно, выполняя религиозную миссию, из Тибета приехал лама. Он объезжал хурулы, учил гелюнгов проводить обряды, знакомил с новыми лекарствами из Тибета. Лама лечил людей, встречался с верующими. Выполнив свою миссию, он возвращался в Тибет со стороны Хошеутов, но заболел. Сильно простывший, пожилой лама, не выдержав долгого пути, скончался на этом месте. С тех пор место считается священным. Каждый год паломники приезжают сюда, приосят в дар борцоки, молочные продукты, конфеты, пряники и пр. Заходят в домик, зажигают лампадку и молятся. При этом кладут белые и жёлтые монеты возле зажжённой лампады.

2. В этом месте захоронен палец гелюнга. Когда-то мимо проезжал гелюнг со свитой. Он решил отдохнуть на холме. Гелюнг сказал, что отсюда ему видны крыши тибетских монастырей и после своей смерти он хочет быть похороненным на этом месте. Они уехали. Но вскоре пришло известие о смерти гелюнга. Стояла сильная жара, тело невозможно было привезти сюда, и выполняя его последнюю волю, привезли и захоронили в этом месте его палец. Легенду рассказывал Босхаев Урубжур (п. Эвдык) своему сыну. Босхаев Урубжур Убушиевич обладал даром целительства. Особенно хорошо лечил кожные заболевания. По его словам, он часто видел на Мотр цац привязанную лошадь. А видели это только избранные. На месте остановки ламы построили субурган. Сюда пригоняли отары и табуны, когда на животных нападали болезни. Стоило им провести здесь ночь - падёж прекращался. Существовало поверье, если трижды и более прогнать вокруг ступы табуны, самому на коне объехать её, то многое в жизни будет благополучным.

Урубжурова З.М рассказала о местечке Заг, где родилась и жила до высылки. Здесь жил род тукшнр. Заг и Мотр цац находились рядом. Особенность места - здесь находится пресная вода. Эта жила тянется в юго- вост. направлении. Говорили "загин уснас ?мт?хн усн уга", что переводится как - слаще воды этого места нет. Для степняка не было большего несчастья, чем сухая степь. Предки проводили здесь обряд поклонения Земле (Газр Т?кл?н). Разжигали костёр, подносили Дее?: в огонь бросали масло, жир, брызгали молоко, чай и молились, прося небеса проявить милосердие к людям, скоту, ко всему живому.

Рассказала учитель Эльзенова М.И. Впервые о Мотр цац она узнала в 1960, когда ей было пять лет от своего отца (Нимеева Нохи Умкеевича). Часто с отцом проезжала мимо Мотр цац. По дороге всегда останавливались там, отец особо отмечал этот небольшой пригорок и говорил, что это священное место. По калмыцкому обычаю мы там клали белые и жёлтые монеты, горсть конфет, адресуя хозяину этой местности. Оттуда брали немного земли (шавр), считалось, что она помогает при болезнях. Насыпаешь земли на ранку, она заживает. Из белой ткани шили мешочек, туда насыпали горсть земли, прикладывали к больному месту и всё проходило. На Мотр цац просто так не ходили. Все ездили, чтобы поклониться. Место белое, светлое было дорого роду Шунхрцахн.

По словам А. М. Алексеева, и их отец говорил об этом священном месте. Жили они неподалёку, и раз в год отец обязательно привозил детей на Мотр цац. По воспоминаниям стариков, когда деревянная цаца сгорела, один из монахов услышал звуки горнов. Это было знаком, что надо собирать статуэтки, танки. Так была построена каменная цаца. В 1930е, когда начались гонения, субурган сломали" infourok.ru/issledovatelskaya_rabota_na_konkurs-387251.htm

- - - - - - - - - - - - -

ПОСЕЛОК ЦАГАН-НУР.

"Давным-давно на берегах белого озера Цаган-Нур поселились три брата. Неисчислимы были их стада и табуны, тесно стало им вместе. Собрались они на семейный совет и решили разделить территорию на три части и завещать своим "потомкам жить на своей земле дружно и мирно" - так гласит древняя легенда о возникновении трех родственных поселений на берегах оз. Цаган-Нур. И сегодня живут на терр. пос. Тугтун и Эвдык Кетченеровского р. потомки старшего брата Каакна и младшего Шунгурцыка, а на терр. пос. Цаган-Нур Октябрьского р. потомки Талты, основавшего знаменитый талтахинский род. "Талтахн тавн зун орк бул" называют жителей Цаган-Нура. Весь талтахинский род делится на 12 десятков: йоксуды, хорнахн, боксуд, яванахн, альмдуд, донгшуд, гелнгуд, болдуд, элжгнахн, чидахн, гаанчахн, хоонуд. Жители имеют четкое представление о том, к какому десятку они принадлежат, кто стоит во главе десятка, почитают людей, выходцев из десятков, знают свою родовую и территорию, по которой когда-то кочевал их род" сеть multiurok.ru/files/putevoditel-po-poselku-tsagan-nur-erendzhenov-ochi.html

В 1904 открыта начальная школа грамоты в урочище Цаган-Нур Малодербетовского улуса. В 1929 на территории поселка был образован колхоз имени III Коминтерна. В ВОВ на фронт ушло ок. 500 жителей села, не вернулось более 300. В 1943 автономия была упразднена, в 1944 создан совхоз Приозерный. Калмыки стали возвращаться с 1956. Посёлок вернули Калмыцкой авт. обл. в 1957 г. В 1978 совхоз переименован в "Цаган-Нур".

Ну, и как-то так… Жизнь..
"На территории находятся 32 животноводческие стоянки. И население, переоформив земли под личные подсобные хозяйства, выращивает скот, это наши будущие доходы". "В здании клуба открыт борцовский зал - студенты наши, учащиеся в Элисте, собрали деньги и купили маленький борцовский ковер, вот люди приходят и занимаются". "105 лет отметила Тевкнк Эрдниевна Эрдниева". "Автономное отопление в ДК проведено. Провели благодаря спонсорской помощи адм. Октябрьского РМО (52 тыс. р.), земляков из С-Петербурга (30 тыс. р.), Элисты (32 тыс. р.), Бол. Царына (15 т.. р), финансовый вклад внесли жители Цаган-Нур, Хошеут, Иджил и животноводы". Сеть

Мы молодцы.
Калмыкия 5. Цаган-Нур хурул Таши Гоманг. Эвдык. Мотр Цац в степи. оз. Сарпа.
Калмыкия 4. Большой Царын. Хурул Алдр Диилврин Сюме. Про рис, степь и туристов
Калмыкия 3. Буддийская ступа - цаца, субурган, пагода.
Калмыкия 2. История, люди, депортация. Это стОит знать.
Калмыкия 1. Начало

Всегда ваша И. Александрова. апрель 2022 с) laitiona.ru    vk.com/laitiona

Фотограф Инна Александрова фотосъемка детей, животных, репортаж


ВСЕ ФОТО




Эвдык  Мотр Цац Сарпа КАЛМЫКИЯ




"Блог"     "Фото блог"

Об авторских правах
Использование любых фотографий и рисунков с этого сайта в коммерческих целях
(сайты, печатные издания, рекламные макеты, дипломы и т.д.) без согласия автора - запрещено.
Если Вы хотите опубликовать что-либо из представленных работ на своем форуме
- это можно сделать только при соблюдении следующих условий:
- фото (рисунок) берется как есть (не кадрируется, не изменяется масштаб и качество);
- обязательное указание автора и активная ссылка на этот сайт. http://laitiona.ru/
Не забывайте: у каждой работы есть владелец, а ваши сайты, как правило коммерческие

  Александрова Инна  -  Россия, Санкт-Петербург - laitiona

моб. тел. +7 911 906 92 70

krasnaya@bk.ru


Главная   Создание сайтов   Фотосъемка   Блог   Контакты   Ссылки

CopyRight2006 Дизайн и фотографии Александрова Инна - laitiona
При использовании материалов с сайта ссылка на сайт обязательна
http://laitiona.ru


      Яндекс цитирования