Главная
Заказать сайт
Макеты
Фотосъемка
Блог
Контакты
Ссылки



Блог - СТАРАЯ НАБЕРЕЖНАЯ. СПб

ФОТОСЪЕМКА ЖИВОТНЫХ, ДЕТЕЙ, РЕПОРТАЖ. WEB - ДИЗАЙН




май 2023

СТАРАЯ НАБЕРЕЖНАЯ. СПб
Набережная Обуховской обороны.

Набережная Обуховской обороны идет вдоль одноименного проспекта. По сути, это участок берега Невы от речки Мурзинки в Рыбацком (ее нынче часто принимают за ручей или канавку)), до пл. Александра Невского (реки Монастырки). До этого (весьма большого) участка современный мегаполис так и не обрался. На всей протяженности проспекта много мест, где можно спуститься к "природному" берегу Невы. Я люблю это место, ибо здесь прошло мое детство. И нам, мелким, не составляло труда "угулять" от Обуховского завода до парка Бабушкина "на карусели", или еще дальше, где у реки были лодочные гаражи "качаться на лодках". Мне нравится здесь и сейчас. Вполне можно представить за городом)). Берег потихоньку приводится в порядок, но.. очень потихоньку.

Большой парк в Рыбацком оставили с естественным, но почищенным берегом. От Мурзинки до Вантового моста властвует природа)), под Вантовым сделан современный прогулочный кусочек набережной. От моста до метро Пролетарская - закрытая набережная предприятий. За "Пролетарской" снесли "царскую фабрику", отгрохали жилой комплекс, но берег там тоже "природный". Внутри "человейника" спрятан единственный уцелевший корпус "Императорской карточной фабрики", которая во времена нашей Империи обладала монополией на выпуск игральных карт. Вроде… там будет бизнес-досуг-центр.

Далее, гранитный берег - с причалом бывшего Речного вокзала, оборудованный кусок при строительстве моста Володарского, и частично восстановленный у Фарфорового завода. Совсем частично))). Здесь же, пожалуй самая "видная" часть старой, двухуровневой набережной, до парка им. Бабушкина. Тут же, ныне полузатонувший "Серебряный кит" и место, любимое гражданами , для прогулок.

Ну, а далее, до Обводного канала, части набережной скрыты предприятиями, между ними можно найти "остатки былого гранитного великолепия" в виде фрагментов стены или ступеней. Есть кусок гранитной набережной за бывшим ДК "Невский" - трэш и тлен. Возле восстановленной "церкви с грошиками" сделан современный прогулочный кусочек. После ж/д моста вычищенная, но "полная природа")).

В стародавние времена части набережной назывались по-разному. Например, Фарфоровская набережная у Фарфорового завода, или Перевозная набережная в районе "Невского метизного". С 18 в. здесь шел тракт, сначала названный Архангельским, а с 1830 г. Шлиссельбургским. В сер. 19 в. здесь появились проспекты. Один из них остался с названием Шлиссельбургский, его же, в 20 в. переименовали в пр. Обуховской Обороны, и далее, этот проспект объединил в себе все проспекты вдоль набережной (примерно 11 км).

Окончательное название набережная получила в 1952, в честь забастовки рабочих Обуховского завода в 1901 г. Уникальна она тем, что сохраняет естественные очертания берега реки.

С давних времен участки этого берега были привлекательны для предприятий. Промышленники селились вдоль реки, ака транспортной магистрали. Здесь были и лесопилки, и масса кирпичных заводиков, ибо местность оказалась богата глинами и песками. Потом здесь построили большие предприятия. Перечислять их все здесь не буду. Но для общей инфо.. "Императорскому фарфоровому" скоро будет 300 лет, "Обуховскому заводу" примерно 160. Старые здания "Пролетарского" построены в 1825. "Невский завод" основан в 1857. Комбинат хлебопродуктов им. Кирова живет с 1939, и пр. Какое-то время, из линии берега в 11 км, укреплёнными, находящимися в ведении гор. администрации, было всего ок. 2,5 км набережной.

В 1882-1922 здесь ходил паровой трамвай.

В 1926 архитекторы и инженеры (Витман, Орлов, Васильев и Тумилович) предложили городу проект двухъярусной набережной на участке Фарфоровый - Пролетарский заводы. По нижнему предполагали перевозить грузы, а по верхнему гулять. Работы вели 2 года - благоустроили 880 м. Высокий (6 м) берег стал набережной с лестницами и террасой. Нижний ярус - грузовой - имеет железобетонный банкет на свайном основании с циркульным откосом, укреплённым камнем. Там были причалы, к которым построили пандусы для транспорта и гранитные лестницы для пешеходов. Набережную назвали Фарфоровской (ныне часть набережной Обуховской Обороны).

В 1932-36 построили стены. В 1938, при строительстве Володарского моста, сооружены примыкающие участки набережной длиной 420 м. В 1958 построена замыкающая стенка набережной, между Фарфоровской и набережной у Володарского моста. В 1965 Обводной кан. и Монастырку разделили стеной из железобетона. В 1970х открыли Речной пассажирский вокзал, у которого широкая гранитная терраса и протяженная стена причала. Берег Невы между причалом и набережной у Володарского моста подмывало водой, и в 1991 была построена высокая стена, остановившая разрушение берега. В 1992 открыли часть нового Володарского моста. Участок берега между Обводным кан. и р. Монастыркой, начали укреплять в 1930.

В к. 1950х Фарфоровскую набережную использовали, как грузовой порт. К берегу был поставлен плавучий кран, а к нему швартовали несамоходные баржи с грузами (песок, щебень, галька и пр.). Кран перегружал грузы в машины, которые отправлялись на стройки Ленинграда. Причаливал здесь и речной трамвай. Позже грузовой порт перенесли на правый берег. Фарфоровская набережная "осталась людям", для прогулок, частных лодок и пр., но… малонужная городу.

Проезжая по проспекту во времена СССР, создавалось впечатление, что здесь везде - завод, Дом Культуры, парк (или сквер), и опять заново… завод - ДК - сквер)). Жилых домов было не так уж много. А предприятия о своих сотрудниках заботились, и вот зеленые зоны и ДК были везде. На пр. Обуховской обороны есть Деминский сад, сад им. 30-летия Октября, зеленый берег около Скорбященской церкви, сквер напротив ЛКПХ, Смоленский сад и сад "Фонтанчик". Сад Крупской, парк им. Бабушкина с аттракционами и крытым катком, Виноградовский сквер, парк "Куракина дача", сад Печатников и сад Николая Львова.

Дома Культуры строили красиво. У "Пролетарского" стоят чугунные львы, большие, как в центре. Большое здание ДК им. Крупской всем известно, как "книжная ярмарка" (сейчас там ее остатки). Наиболее жив сейчас бывший ДК им. Ленина (теперь Троицкий, у метро "Пролетарская") . Там проходят Дискотееекиии)), известные на весь Питер вечера "для тех кому за..".. и за 30, и за 60. Там же, проходят различные спектакли и концерты (на некоторые вход свободный). ДК "Невский" от "Невского завода" был очень внушительным и славился на весь Питер.. много чем)). Например, в 1975 там была 2я в Петербурге, согласованная с властями, выставка независимых художников (она же последняя). В 80х зал ДК был любим группами "Кино", "Алиса", "АукцЫон", "Аквариум", "Пикник". Этот бетонный гигант до сих пор стоИт.. в виде стен.

Церковная жизнь в этих краях представлена уцелевшими Александро-Невской лаврой и Троицкой церковью, называемой в народе "Кулич и Пасха" из-за формы постройки. Церковь чудотворной иконы "Всех скорбящих радость" (с грошиками) в советские годы снесли до фундамента (1907-09. Арх. А.И. фон Гоген), а часовня осталась обезглавленной, но использовалась под различные нужды. Из-за бардака, на ее территории (тогда предприятия), под хламом затерялось (но не было уничтожено) захоронение Матронушки Босоножки (Матрона Петровна Мыльникова) - юродивой, которую почитали наряду с Ксенией Петербургской. Ныне часовня и захоронение восстановлены, церковь отстроена заново. На Фарфоровской набережной, в 1932, снесена Преображенская церковь, построенная для рабочих фарфорового завода. Церковь стояла у самой воды, примерно напротив места, где сейчас музей и магазин ИФЗ. Вообще, на территории предприятий было принято строить церкви. Сейчас, на территории "свечного заводика")) - ныне завод "Невская косметика, которому примерно 100 лет, построена новая часовня.

Станционный павильон под Финляндским ж/д мостом.
Обуховской Обороны пр. 20. Архитектор не установлен. Год 1900. Модерн
Дом для смотрителей ж/д моста, по его центру находится одна из опор переправы. Мост построили в 1913, второй параллельный мост соорудили в 1980е, он и стоит над домиком.

"Финляндский ж/д мост. 1910-13 инж. Белелюбский Н.А., Кривошеин Г. Г., арх. Апышков В.П. 1983-87 арх. Русин О.Ю. - мост-дублер. Мост через Неву построен для соединения Финляндской дороги с др. дорогами страны, является частью окружной ж/д. Мост "с ездой понизу" - проезжая часть подвешена к арочным фермам. Длина русловой части 513,5 м, общая длина эстакады 611 м. Мост из 5 пролетов. Центральный - разводной, боковые - арочные фермы "с ездой понизу". Левобережный проезд к мосту проходит по ж/б эстакаде, построенной в 1911-13 по проекту фирмы "Христиани" (Дания). Руководил стройкой проф. Г.П. Передерий. Эстакада одно из крупнейших железобетонных сооружений, возведенных в России до 1917. Состоит из отдельно стоящих рам с консолями, соединенных подвесными балками, что являлось новаторским приемом" ситивеллс

Интересное утраченное.

На месте (жуткого, имхо)) ЖК "Мегалит" до нач. 2010х было здание Речного вокзала, оно же 16ти этажная гостиница (строили в 1974). После СССР вокзал с отелем остались у Сев.-Зап. пароходства, а потом продан в частные руки. Из-за невысокого статуса это было одно из немногих мест в Ленинграде, куда можно было заселиться "с улицы" без паспорта. Здание было украшено шикарными часами со знаками зодиака. "Пассажирский порт" теперь в Уткиной заводи.

"Леннаучфильм" ранее был на Мельничной ул. - студия научно-популярных и учебных фильмов. В коллекции более 4 000 лент. Одним из главных режиссеров-документалистов студии был Павел Клушанцев, известный научно-популярными фильмами о космосе вдохновившими Дж. Лукаса на "Звездные войны". Леннаучфильм в 2015 присоединен к Киностудии Горького и закрыт.

В этих краях много интересного, и все это объединяет... Старая набережная - булыжник и гранит, лестницы и бывшие причалы, пласты истории,
Невский ветер…

Мы Молодцы!

Всегда ваша И. Александрова. Май 2023 с) laitiona.ru    vk.com/laitiona

Фотограф Инна Александрова фотосъемка детей, животных, репортаж


ВСЕ ФОТО


Санкт-Петербург Набережная Обуховской обороны.






"Блог"     "Фото блог"

Об авторских правах
Использование любых фотографий и рисунков с этого сайта в коммерческих целях
(сайты, печатные издания, рекламные макеты, дипломы и т.д.) без согласия автора - запрещено.
Если Вы хотите опубликовать что-либо из представленных работ на своем форуме
- это можно сделать только при соблюдении следующих условий:
- фото (рисунок) берется как есть (не кадрируется, не изменяется масштаб и качество);
- обязательное указание автора и активная ссылка на этот сайт. http://laitiona.ru/
Не забывайте: у каждой работы есть владелец, а ваши сайты, как правило коммерческие

  Александрова Инна  -  Россия, Санкт-Петербург - laitiona

моб. тел. +7 911 906 92 70

krasnaya@bk.ru


Главная   Создание сайтов   Фотосъемка   Блог   Контакты   Ссылки

CopyRight2006 Дизайн и фотографии Александрова Инна - laitiona
При использовании материалов с сайта ссылка на сайт обязательна
http://laitiona.ru


      Яндекс цитирования