Главная
Заказать сайт
Макеты
Фотосъемка
Блог
Контакты
Ссылки



Блог - ФЕРАПОНТОВ МОНАСТЫРЬ.

ФОТОСЪЕМКА ЖИВОТНЫХ, ДЕТЕЙ, РЕПОРТАЖ. WEB - ДИЗАЙН




ноябрь 2022

ФЕРАПОНТОВ МОНАСТЫРЬ.
Полное название Богородице-Рождественский Ферапонтов монастырь.

Год основания 1408. Музей. Архиерейское подворье. Вологодская обл., Кирилловский р., село Ферапонтово.
Престольные праздники: Богоявления - январь 19, Рождества Богородицы - сентябрь 21.
Монастырь построен между озёр - Бородаевского и Паского, которые соединяет р. Паска.

В Ферапонтово мы доехали к концу светового дня, это примерно 16.00, а темнеет тут "на глазах")). Впрочем, музей работает до 18.00, и осмотру помещений и экспозиций темнота не помеха. К тому же, у музея снаружи отличная подсветка и свет включили даже ради нас двоих туристов. Цена осмотра всего возможного 1000 (льготные категории есть). Надвратная церковь - действующая.

Едут сюда, в основном, ради осмотра сохранившихся фресок Дионисия (известного мастера Московии на рубеже 15-16 вв.). На откосе северной двери Рождественского собора сохранился текст, из которого следует, что он расписан Дионисием и сыновьями с 6 авг. по 8 сент. 1502 г. Площадь стенописи 600 кв.м. Она является единственной документально подтвержденной, не обновлявшейся, максимально сохранившейся росписью Дионисия.

Но я больше "домики люблю")).

И ради древней архитектуры сюда тоже ехать надо. Ферапонтов монастырь по своей сохранности уникален, как северный ансамбль 15-17 веков, находящийся в ландшафте, практически не изменившимся с 17 в. Выглядит все это очень интересно. Если посмотреть на упрощенную карту навигатора, вы увидите "квадратик" небольшой территории и в нем силуэт одного строения. В реале - это множество строений соединенных между собой, построенными в разное время, стенами и "переходами". Внутри, после осмотра, у меня сложилось некое ощущение некой "матрешки". Собор с росписями Дионисия, окружен более поздними строениями. Например, пристроили трапезную с окнами, а потом эти окна оказались "внутренними.

Музейные экспозиции разные. Сначала мы надолго зависли, как истинные девочки, среди ткацких станков и прялок)). Потом осмотрели трапезную с экспонатами, там есть кресло патр. Никона и прочее, сделаны "образцы" трапезного стола и кельи. То ли жизнь тут была "строгая", то ли так придумали, но спального места в келье нет. Вообще, что касается житья и быта, то надо помнить, что когда-то монастырь имел гораздо большую территорию. За каменным комплексом были луг, огород, кладбище, а множество жилых и хоз. строений располагались вдоль стен, были деревянными и ныне не сохранились.

Потом нам показали фильм. Собственно, еще с момента приобретения билетов, нам говорили - вы посмотрите фильм! И это был не вопрос))) Хм… подумала я - не любитель фильмов в дороге. Потом среди прялок нам напомнили - вы там наверху посмОтрите фильм! Угу. После осмотра трапезной, строгая смотрительница сказала - вы идете смотреть фильм! Можненуна… тихонько пробормотала я.. Но Ульяна вроде была не против.. Нас завели в небольшое помещение с рядами скамеек и крупной теле-панелью. Музейная дама сказала - Фильм! Долго? - грустно спросила я. 10 минут! - категорично сказала дама, нажала кнопочки и закрыла дверь. Тут надо сказать, что в этом монастыре все двери тяжелые и "громкие" (их лучше придерживать). В итоге, дверь громко сказала "Буммм!", я грустно сказала - осталось ключ с той стороны повернуть, а Ульяна тихонько добавила - и должен быть слышен лязг засова))). Фильм был на 10 мин общеобразовательный.

Ну, и после мы отправились к фрескам. Тут меня больше интересовал вопрос "как сюда Дионисия заманили?")). По-сути, он был уже звезда-художник Москвы. А Ферапонтово от Москвы очень далеко (машин-то не было) и, несмотря на то, что в стародавние века монастырь был достаточно богатым, все же большим они не был никогда. И мы погрузились в интереснейшую беседу с самой милой смотрительницей этого места.

"Монастырь был основан в 1398 г. Ферапонтом - из боярского рода Поскочиных. Ферапонт постригся в монахи в московском Симонове монастыре, пришёл на Север с другом Кириллом Белозерским, но не остался с ним на Сиверском озере, основав в 15 км свою обитель".

Ферапонт пришел из Москвы. И монастырь с Москвой всегда был связан. Был "популярен" у князей и царей Московии, приезжающих сюда молиться. Последние, прям на постоянной основе)), ссылали в эти края неугодных. В этом плане интересна история женского монастыря в Горицах. А сюда отправляли митр. Спиридона-Савву и самым известным ссыльником был Никон. Кстати, считается, что Никон со своими столичными замашками, монастырь-то и доразорил)).

Ферапонт основал весьма скромный монастырь. Через 10 лет Ферапонта вызвал кн. Андрей Дмитриевич в Можайск для основания монастыря Лужецкого. А в Ферапонтово, в сер. 15 в., игуменом стал Мартиниан Белозерский (ученик Кирилла Белозерского). При нем монастырь становится известным у знати. И сюда идут финансовые вклады. Интересный момент о Дионисии - в вкладной книге монастыря, где записаны все "вкладчики", имя Дионисия тоже есть.

При Мартиниане Ферапонтов монастырь наряду с Кирилловым стал важным центром книжного дела. Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин.

В 1489 г. Мартиниан был похоронен в монастыре, а в 1550 г. причислен к лику Святых и наряду с Ферапонтом считался впоследствии покровителем монастыря.

Из стен монастыря вышли видные иерархи церкви - епископ Пермский и Вологодский Филофей, арх-п Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), еп. Суздальский Ферапонт. С Иоасафом, связывают начало каменного строительства в монастыре. К сер. 16 в. здесь были из камня - собор, трапезная, казенная палата. Иоасаф пригласил в монастырь для росписи собора Дионисия.

"Весь 16 век период расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты властей. Сюда на богомолье приезжали Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков "князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских, Годуновых, Шереметевых" и др. Здесь же упоминаются епископы Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские".

Крепостью Ферапонтов монастырь никогда не был, ограда до 19 в. была деревянной. В 1614, монастырь был разорён польско-литовскими отрядами. 25 лет спустя возобновили каменное строительство. В сер. 17 в. строят надвратные церкви, церковь Мартиниана, колокольню.

Во 2й пол. 17 в. положение ухудшилось. Пребывание Никона в Ферапонтово было последним ярким событием истории монастыря. Постепенно он приходил в упадок. В 1798 монастырь упразднили указом Синода, а церкви стали приходскими.

В 1904 монастырь возобновили, как женский. При подготовке к открытию начали перестройку, остановленную Императорской археологической комиссией. Провели обследования и составили план работ, в результате, в 1912 началась реставрация монастыря и Рождественского собора.

"Автограф Дионисия на арке смог перевести со старославянского еще И.И. Бриллиантов, а в 1911 вышло первое иллюстрированное, полное описание всех росписей собора - автор В. Т. Георгиевский - выпускник Владимирской семинарии, церковный археолог, преподаватель, историк, фотограф. С докладом "Фрески Ферапонтова монастыря" он выступил в 1911 на Всероссийском съезде художников в С-Петербурге, фактически вернув миру имя и творчество Дионисия. Доклад имел сильный общественный резонанс, и уже в 1912 году был учрежден Комитет по реставрации Ферапонтова монастыря при императорской Археологической комиссии под председательством князя А.В. Оболенского, дважды - 27 мая 1912 и 13 апреля 1914 года - проводились всероссийские сборы пожертвований на восстановление обители".

В 1908-1915 в монастыре проводились восстановительные работы, завершенные в 1920е. Особое внимание уделили фрескам Дионисия, которые частично укрепили. После этого реставрационные работы надолго прекратились и были возобновлены только в 1970е.

В 1924 монастырь закрыли. Земли и скот присоединили к Лукинскому совхозу. Здания остались без охраны. До 1926 здесь была сельскохоз артель, в которой работали бывшие послушницы.

Но нам повезло.. При новой власти в 1918, Игорь Грабарь и жена Троцкого Наталья Седова (искусствовед, зав. музейным отделом Наркомпроса в 1918-28) через Наркомат просвещения смогли организовать реставрационные работы в Рождественском оборе. Ферапонтово, благодаря высокому покровительству, оказалось на некоторое время защищенным от уничтожения..

Сохранить, единственный в России ансамбль храмовой росписи Дионисия, было тогда сложно. И.Э. Грабарь "пробил" Ферапонтово статус объекта культурного наследия гос. значения, преобразовав монастырь в музей (1926). В 1928 территория с постройками, передана Главнауке. Но фактически, комплекс остался под присмотром одного сторожа-хранителя.

"В 1918 из Петрограда в Цыпино вернулся И.И. Бриллиантов, "первооткрыватель" Ферапонтовских фресок. До своего ареста в 1931 (и расстрела) он продолжал опекать памятник - сначала на правах члена комиссии по окончанию реставрации монастыря, затем участником комиссии по описи и изъятию церковных ценностей Ферапонтова, а после и вне должностей. С 1930 по 1948 ангелом-хранителем Ферапонтова была послушница монастыря Любовь Кирилловна Легатова, на смену которой пришел Валентин Иванович Вьюшин, "служивший" Дионисию до 1978, пока здесь не был создан гос. музей всероссийского значения с системой охраны".

В СССР в Ферапонтовом монастыре долго был филиал Кирилловского музея. С 1975 началось формирование музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр.

РПЦ не оставляет попыток устроить здесь опять монастырь, но искусствоведы считают, что это отрицательно скажется на сохранности фресок. В Ферапонтово в 1989, образован приход, которому для богослужений, в 1990, передали надвратную церковь ансамбля. Архирейское подворье в Ферапонтовом монастыре, по указу митр. Вологодского и Кирилловского Игнатия, открыли в 2014. В штате состояли: игумен Иоасаф (Вишняков), 1 иеромонах и 1 иеродиакон.

Уникальный по сохранности ансамбль ЮНЕСКО внес в 2000 в список Всемирного наследия. Музей фресок Дионисия - филиал Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и худож. музея-заповедника в 1997 включен в Гос. свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ

Святые из Ферапонтово: Преподобный Ферапонт Белоезерский, Можайский, Лужецкий, архимандрит - основатель и 1-й игумен монастыря. Преподобный Мартиниан Белоезерский, строитель, 2-й игумен монастыря. Блаженный Галактион Белозерский.

Все постройки монастыря:

"Собор Рождества Богородицы. 1490 г. Самый древний из сохранившихся каменных храмов Русского Севера. Холодная церковь. Иконы вывезены, находятся в разных музеях, треть их в Кирилло-Белозерском. Иконостасная рама уничтожена в 1930е. Внутри собор расписан в 1502 г. в технике фрески по сырой штукатурке, иконописцем Дионисием.

Церковь Благовещения с Трапезной палатой. 1530-1531 гг. Построены на царский вклад Василия III в честь рождения наследника Иоанна IV. В подклете трапезной была поварня, в подклете церкви - хлебня. В 19 в. разделение на церковь и трапезную устранили, объединив строение.

Церковь-усыпальница Мартиниана. 1640-1641 гг. с пристройкой трапезы 19 в.

Казенная палата. 1530-е гг. 1й этаж был сушилом, на 2м книгописная мастерская.

Святые врата. 1649 г. Надвратные церкви: Богоявления с приделом во имя пр. Ферапонта. Церкви полностью сохранили свою первоначальную архитектуру. К Святым вратам примыкает сторожка. По устному преданию, помещение было одно время кельей пат. Никона.

Колокольня к. 16 в. Нижний ярус был проездным, средний ярус связан каменными переходами с собором Рождества и церковью Благовещения. Галерея относится к 17 в. Набор колоколов 17. 11 современные, сделаны в Воронеже на средства Фонда культуры. В шатре колокольни старинные башенные часы. Реставрация их не завершена.

Каменная ограда. До 19 в. ограда была деревянной, крепостных стен никогда не имела. От 19 в. сохранилась юж. сторона, остальное достроено музеем в 1980е.

Деревянные келейные и хоз. постройки монастыря не сохранились. Южный склон холма использовался под огороды, западный был ягодником". Сокращенно, Е. Стрельникова, 1999. Обзор по материалам открытых источников сети.

Мы Молодцы!

Всегда ваша И. Александрова. Ноябрь 2022 с) laitiona.ru    vk.com/laitiona

Фотограф Инна Александрова фотосъемка детей, животных, репортаж


ВСЕ ФОТО




ФЕРАПОНТОВ МОНАСТЫРЬ




"Блог"     "Фото блог"

Об авторских правах
Использование любых фотографий и рисунков с этого сайта в коммерческих целях
(сайты, печатные издания, рекламные макеты, дипломы и т.д.) без согласия автора - запрещено.
Если Вы хотите опубликовать что-либо из представленных работ на своем форуме
- это можно сделать только при соблюдении следующих условий:
- фото (рисунок) берется как есть (не кадрируется, не изменяется масштаб и качество);
- обязательное указание автора и активная ссылка на этот сайт. http://laitiona.ru/
Не забывайте: у каждой работы есть владелец, а ваши сайты, как правило коммерческие

  Александрова Инна  -  Россия, Санкт-Петербург - laitiona

моб. тел. +7 911 906 92 70

krasnaya@bk.ru


Главная   Создание сайтов   Фотосъемка   Блог   Контакты   Ссылки

CopyRight2006 Дизайн и фотографии Александрова Инна - laitiona
При использовании материалов с сайта ссылка на сайт обязательна
http://laitiona.ru


      Яндекс цитирования