Главная
Заказать сайт
Макеты
Фотосъемка
Блог
Контакты
Ссылки



Блог - МАМАЕВ КУРГАН. Героям Сталинградской битвы

ФОТОСЪЕМКА ЖИВОТНЫХ, ДЕТЕЙ, РЕПОРТАЖ. WEB - ДИЗАЙН




апрель 2022

МАМАЕВ КУРГАН. Героям Сталинградской битвы
ВОЛГОГРАД. Родина мать зовет

15 октября 1967 г. в Волгограде открыли мемориальный комплекс Мамаев курган и памятник "Родина-мать зовёт". Строительство шло 9 лет. В 2008 монумент признали одним из семи чудес России.
Полное название - памятник-ансамбль "Героям Сталинградской битвы".

Монумент "Родина" - центральная фигура ансамбля. Это образ Родины, призывающей своих детей на битву с врагом. Является одной из самых высоких статуй мира. Ее общая высота 85 м, вес около 8000 тонн (5500 т. бетона и 2400 тонн метал. конструкций).

Инженерные расчёты устойчивости этой конструкции делал доктор технич. наук Николай Никитин (проектировал Останкинскую телебашню). Монумент не привязан к фундаменту и стоит как шахматная фигура на доске, но сам постамент имеет глубину фундамента 16 м. Стальной меч - длина 33 м, вес 14 тонн. Внутри статуя состоит из отдельных ячеек-камер, как комнаты в здании. Для поддержания конструкции внутри скульптуры стоит система стальных тросов.

У подножия холма, входная площадь и композиция "Память поколений", далее лестница к площади "Стоять насмерть!" и стены-руины. За ними площадь Героев с шестью скульптурами и бассейн (вода символизирует Волгу). Ближе к "Родине" - Зал воинской славы с мозаичными знаменами с именами погибших и почетный караул у Вечного огня. Возле зала площадь Скорби.

Мамаев курган, в дни Сталинградской битвы, был местом самых тяжелых боев. Идея создания здесь комплекса возникла по окончании боевых действий. С 1945 по 1955 проводили конкурсы на проект мемориала. В итоге, Мин. культуры поручило разработку проекта скульптору Евгению Вучетичу. 2 фев. 1958, в день 15-летия победы на Волге, состоялась торжественная закладка мемориала. Позже саперы приступили к разминированию Мамаева кургана. И только в 1959, начались земляные работы: спланированы склоны кургана, насыпан грунт для дамб, площадей и холма под скульптуру "Родина-мать", которую делали 3 года. Торжественное открытие памятника-ансамбля состоялось 15 октября 1967 г.

Далее интересные факты о создании "Родины-матери" из источников сети.

1. Всесоюзный конкурс. Идея создать памятник в честь героев Сталинградской битвы на Мамаевом кургане пришла Евгению Вучетичу, и он убедил Академию художеств СССР в необходимости монумента. Однако вместо того, чтобы доверить это задание Вучетичу, академия решила объявить всесоюзный конкурс, в котором могли участвовать не только скульпторы, но и все желающие. Конкурс проходил 10 лет - с 1945 по 1955 г. В итоге создание памятника все равно поручили Вучетичу. По одной версии, он обсуждал идеи памятника в честь Сталинградской битвы непосредственно со Сталиным. По другой - он просто выиграл в честной борьбе. Все же, Е. Вучетич на тот момент был ведущим скульптором Студии военных художников им. М.Б. Грекова.

2. Новое название. Как рассказала старш. науч. сотрудник музея "Сталинградская битва" Л. Землякова, сначала планировали назвать комплекс "Памятник Славы", но Вучетич настоял на том, чтобы название было - памятник-ансамбль "Героям Сталинградской битвы". "Некоторых смущает слово ансамбль, которое отождествляется почему-то, с ансамблем песни и пляски… Беспокоиться об этом не следует. История мировой архитектуры знает ансамбль в Версале, ансамбль Россини и другие…" - говорится в служебной записке, написанной собственноручно Вучетичем.

3. Другой проект. Изначально памятник должен был быть другим. Вучетич задумал композицию, которая состояла из двух образов: Родины-матери со знаменем Победы в правой руке и снопами колосьев в левой, и солдата с автоматом, преклонившего колени и целующего колосья. Но во время работы скульптор изменил идею. И самому Вучетичу, и тем, кто работал над проектом, показалось нелогичным, что солдат складывает оружие, когда война была в полном разгаре. Сталинградская битва стала переломным моментом в ВОВ, но о победе еще речи не шло. Поэтому в 1962, когда на кургане уже шли подготовительные земляные работы, Вучетич уехал в Москву, чтобы убедить начальство в том, что памятник должен быть таким, каким мы его знаем. "Он сказал, что это слишком многослойно и литературно. Это не годится в пластике. Надо менять" - так объяснял причины решения мастера его сын В. Вучетич в док. фильме "Советская империя. Родина-мать". В Москве Вучетич доказал, что концепцию монумента стоит поменять. Он предложил новое решение - фигуру женщины с поднятым мечом. Она призывает своих детей на новые подвиги до полной и окончательной победы над врагом.

4. Вдохновение. Существует много версий, кем и чем вдохновлялся Вучетич. Большинство экспертов сходятся на том, что лицо скульптор лепил со своей жены Веры. А вот насчет фигуры мнения расходятся. Некоторые говорят, что Вучетич вдохновлялся статуей Ники Самофракийской, другие находят параллели с фигурой "Марсельезы" на Триумфальной арке Парижа. Третьи утверждают, что прототипом памятника послужила спортсменка-дискоболка Нина Думбадзе, а четвертые, что это по-прежнему жена скульптора Вера, только с изменениями.

5. Рекорд Гиннесса. В изначальном проекте высота памятника была 36 м, но Н. Хрущевым, было дано поручение сделать скульптуру выше статуи Свободы в Нью-Йорке (46 м). В итоге высота "Родины-матери" 52 м, с мечом 85 м, а с постаментом 87 м. Монумент был занесен в Книгу рекордов Гиннесса, как самый высокий в мире. Сейчас статуя занимает 11 место в списке самых высоких монументов. Его возглавляет индийская статуя Единства (182 м, 240 м с постаментом)

6. Из бетона. Размер памятника диктовал свои условия в выборе материала. Обычно скульптуры делали в бронзе или в камне, но при таких масштабах ее стоимость была бы неподъемной, несмотря на большой бюджет, выделенный правительством. Тогда Вучетич предложил делать памятник из цемента. "Это вызывало сопротивление практически на всех уровнях, никто не хотел на это идти, цемент ничего из себя не представляет", - рассказал внук скульптора Е. Вучетич. По его словам, скульптор лично убедил Н. Хрущева в выборе материала.

7. Почти башня. Не все инженеры хотели браться за установку такой сложной конструкции. Тогда скульптор привлек к установке памятника одного из лучших советских инженеров Николая Никитина. Тогда Никитин разрабатывал конструкцию Останкинской телебашни, в основе которой заложил идею использовать преднапряженный железобетон, сжатый стальными тросами. По замыслу Никитина, башня должна была практически свободно стоять на земле, а ее устойчивость обеспечивалась за счет тяжести основания самой башни. Это же решение использовали при установке скульптуры "Родина-мать". Памятник ничем не крепится к земле и стоит за счет своей силы тяжести на небольшом фундаменте. Сама фигура полая, ее железобетонный каркас удерживается за счет натяжения внутри специальных металлических канатов.

8. Меч символ. По задумке, "Родина-мать" - часть триптиха, в который входит памятник "Воину-освободителю" в берлинском Трептов-парке авторства Вучетича и памятник "Тыл - фронту" в Магнитогорске, созданный ск. Л. Головницким и арх. Я. Белопольским. Все скульптуры объединяет образ меча - выкованный в Магнитогорске, он был поднят "Родиной" в Сталинграде и перерубил свастику в Берлине. Изначально меч "Родины" был покрыт титановыми листами, но через 2 года его заменили. Меч несет ветровые нагрузки, и титановая облицовка оказалась хрупким материалом. При первом ремонте памятника в 1972 сделали новый меч с обшивкой из нержавеющей стали, установкой по 2м диагоналям 2х виброгасителей и устройством мембранных отверстий. На мече можно заметить сквозные отверстия, которые помогают ему "не улететь".

9. Копии памятника. Точная копия статуи есть в Москве, она в десятки раз меньше оригинала. Эта "Родина-мать" стоит во дворе частного дома в пос. Соломенная Сторожка на Тимирязевской ул. За забором видна огромная гипсовая голова и дом-мастерская Вучетича. На участке есть еще десяток копий работ скульптора. Но... "Это не копии, а предварительные наброски, которые дед делал, пока работал над памятниками, - рассказывает внук скульптора. - Тогда не было компьютерных технологий, а мастеру нужно было оценить, как задумка выглядит в разных масштабах". "Родина-мать" стала последним крупным творением Вучетича. В мастерской сохранились наброски памятника битве на Курской косе. Но сил пробить эту работу у Вучетича уже не осталось.

10. Километры трещин. В наше время, реставраторы обнаружили 14 километров трещин и ок. 180 тыс. дефектов и. Памятник очистили от мха и многолетних наслоений. С основания монумента была снята гранитная облицовка 2004 года. Постамент стал бетонным. Работы завершили в 2020.

11. Всесоюзная стройка. Сложность материала диктовала Вучетичу условия. Требовалось класть новый слой бетона, пока старый еще не застыл, иначе швы между слоями могли оказаться не прочными. "Когда бетонировали скульптуру Родины-матери, машины с бетоном шли непрерывно, тогда ведь бетономешалок не было, - вспоминает один из участников строительства, полковник запаса Александр Варнавский - Я был тогда командиром саперной роты полка гражданской обороны. В строительстве участвовал почти весь полк, а солдаты призывались со всего Союза, так что только поэтому можно утверждать, что памятник строила вся страна".

12. Промышленный альпинизм появился в стране именно благодаря скульптуре "Родина-мать".

13. Одно ведро - один человек. После боёв в Сталинграде, город начали восстанавливать. Было очень большое количество непогребенных солдатских тел. Приняли решение хоронить в братской могиле. Опознать и пересчитать всех погибших не представлялось возможным, поэтому была принята мера - ведро. Одно ведро - один человек. Так и подсчитали приблизительно количество захороненных на Мамаевом кургане - 34 с половиной тысячи человек.

14. О названии "Мамаев курган" однозначного мнения нет. В частности, "мамай" на татарском "холм". До Сталинградской битвы в хрониках города возвышенность никак не отражена. Именно после войны наименование Мамаев курган закрепилось за этой высотой. Исследователи утверждают, что Мамаев курган - это не курган, а природный холм Приволжской возвышенности.

Мы молодцы.

Всегда ваша И. Александрова. Апрель 2021 с) laitiona.ru    vk.com/laitiona

Фотограф Инна Александрова фотосъемка детей, животных, репортаж


ВСЕ ФОТО - ТУТ.


ВОЛГОГРАД мамаев курган родина мать



"Блог"     "Фото блог"

Об авторских правах
Использование любых фотографий и рисунков с этого сайта в коммерческих целях
(сайты, печатные издания, рекламные макеты, дипломы и т.д.) без согласия автора - запрещено.
Если Вы хотите опубликовать что-либо из представленных работ на своем форуме
- это можно сделать только при соблюдении следующих условий:
- фото (рисунок) берется как есть (не кадрируется, не изменяется масштаб и качество);
- обязательное указание автора и активная ссылка на этот сайт. http://laitiona.ru/
Не забывайте: у каждой работы есть владелец, а ваши сайты, как правило коммерческие

  Александрова Инна  -  Россия, Санкт-Петербург - laitiona

моб. тел. +7 911 906 92 70

krasnaya@bk.ru


Главная   Создание сайтов   Фотосъемка   Блог   Контакты   Ссылки

CopyRight2006 Дизайн и фотографии Александрова Инна - laitiona
При использовании материалов с сайта ссылка на сайт обязательна
http://laitiona.ru


      Яндекс цитирования