Главная
Заказать сайт
Макеты
Фотосъемка
Блог
Контакты
Ссылки



Блог - КАЛМЫКИЯ. Ова.

ФОТОСЪЕМКА ЖИВОТНЫХ, ДЕТЕЙ, РЕПОРТАЖ. WEB - ДИЗАЙН




апрель 2022

КАЛМЫКИЯ. Ова.
Ова - обитель духов земли и духов предков.

Путешествуя по Калмыкии, вы заметите в разных местах насыпи из камней в центре которых освященное сухое дерево. Это Ова. Ова ставят в "сильных" местах, у субурганов, и др. Обычно Ова ставят на земле, но недалеко от Элисты на дороге к Одинокому тополю через Аршан, есть Ова на очень внушительном бетонном основании с символичным, вероятно, бунчуком (?).

Слово "оваа" переводится как - куча. Монгольские народы ставили Ова из камней, жердей и бунчука в центре. Место для Оваа отличаются у разных народов, видимо соответственно окружающему рельефу. Оваа ставили и на перевалах, вершинах гор и в устьях рек. Ова иногда собирали из жердей, в виде шалаша обращенного к солнцу. В Тыве, на гору к Ова ходят только мужчины. Обряд освящения Ова - ежегодный. Обряд - это установленные обычаем действия, воплощающие религиозные представления, передающиеся от поколения к поколению.

Ова (культ оваа) - это древняя традиция монгольских народов, существовавшая до буддизма. У славян было язычество. Буддизм, в отличие от русского православия, "капища не палил", гармонично приняв многовековые, важные для людей, традиции и обряды. И теперь Ова возводят вместе с ламами, закладывая основания, как у субурганов, а фигуры Белого Старца, есть везде, в том числе у Центрального хурула Элисты. Кстати, в Греции христианская церковь не сравняла с землей гору Олимп)), а боги Олимпа, до сих пор, народом очень почитаемы.

Ова нельзя описать каким-то определением в четких рамках. Ова отражает духовную гармонию человека с окружающей местностью, природой и предками. В традиционном представлении калмыков, Ова - жилище (обитель) местных сякюсенов - духов-хранителей местности и духов предков. Чтобы в каждую семью пришло благословение духов, нужно, чтобы в возведении Ова участвовали представители каждого рода. И даже каждой семьи, если Ова родовое.

В Элисте, есть Ова, построенное "всем миром" (к сожалению, не заехали, поздно узнала). Элистинское ова (Элстин Ова) находится в южном районе г. Элиста, севернее ГРС (за Кировским мостом). Ова можно увидеть и в памятнике "Исход и возвращение". У каждого ойратского рода имеются родовые Ова, есть и "Джангрин ова", посвященное великому эпосу "Джангар". До революции, калмыцкое Ова находилось на горе Богдо.

Для возведения Ова, каждый должен принести любой (обязательно природный) камень. Кирпичи и искусственные материалы нельзя.

И вы тоже можете. Если ваши помыслы чисты, если вы уважаете духов этой земли, нужно положить в Ова всего лишь камень - за себя, за свою семью. Не имеют никакого значения все ваши роли в социуме - здесь все равны.
Здесь каждый камень - человек.

Возле одной Ова, за Комсомольским, в сторону Лагани, я просто "прилипла". Категорически не хотелось уходить, несмотря на сильный ветер. Посидела.
Очень хорошо было.

- - - - - - - - - - - -

"Современные калмыки возрождают память о земле предков, возводя буддийские ступы. Так же, представители родов проводят в степи молебен - газран тяклгн (освящение земли). Каждый род стремится возвести Ова - обитель родовых духов. На этом священном месте проводятся ритуалы, посвященные хранителям рода, местности, духам воды, земли, пространства. Принято считать, что с возведением Ова хранители рода обрели покой" сеть.

"Каждый калмыцкий род должен иметь Ова - обитель родовых духов. В п. Бага-Чонос действует родовой хурул, на территории рода есть субурганы (п. Аршан Булг и Овата). В двух км южнее п. Бага-Чонос, состоялось открытие родового Ова. Принять участие в торжественном мероприятии прибыло свыше ста багачоносовцев. Открывая заключительный этап строительства Ова, председатель буддийской общины "Бага-Чонос" О. Калыков сообщил, что подготовка ритуального объекта велась в несколько этапов. Сначала на месте построения Ова заложили в землю три сосуда, заполненные освященными специальными ингредиентами. Далее, по буддийским канонам, заложили в землю специальные капсулы и керамические сосуды, сделанные в Иволгинском дацане, наполненные топленым маслом, зерном и драгоценностями - символ достатока. Все залили бетоном. В заключительный день, предано земле оружие, чтобы не было распрей и войн. По древним традициям, мужчины установили освященное высохшее дерево, конусообразно обложив его камнями. Женщины окропили Ова молочными продуктами (цаган идян). В священной Ова отныне обрели покой духи Бага-Чоносовского племени. Соплеменников поздравил лама Дорджи-Церен. Он сказал, что в строительстве принимали участие представители всех восьми арванов Бага-Чоносовского рода, и теперь они могут приезжать на священное место, чтобы проводить обряды и ритуалы. Затем лама Дордж-Церен и лама Байр прочли калмыцкие молитвы во имя мира, добра и благоденствия багачоносовцев"
Василий Шакуев.

- - - - - - - - - - - - - - -

Пока читала разные материалы про Ова, нашла ряд статей на эту тему от Республики Тыва. И, хочу оставить их здесь. Суть возведения Ова сохраняется. В остальном, эти кусочки текста для думающих.. о себе и своих потомках, помнящих свой род и своих предков. Вот так надо.

"… из книги М.Б. Кенина - Лопсана я узнала, что обряд освящения Оваа немного менялся со временем. Это зависело от образа жизни. Кочевые араты-животноводы молились духу той земли, где они жили, чтобы были благоприятные погодные условия, чтобы увеличивалось поголовье скота. Животноводы клали камень на видном месте, например, на холме, откуда наблюдали, как пасется скот. Родственные кочевые араты, завершая зимовку, устраивали обряды, посвященные местам с богатыми пастбищами. С началом развития земледелия, тувинцы начали совершать обряды, посвященные полям, долинам, месту, где берет начало оросительный канал. Эти обряды были праздниками и поклонением духам земли. Оваа освящали летом, приезжали с детьми.

Священное Оваа находится у с. Черби в местечке Дагыыр-Шангыр. Само Оваа находится на вершине горы, туда позволено восходить только мужчинам. Мой папа с другими мужчинами восходили на вершину, окуривали место и само Оваа можжевельником, завязывали кадаки, флажки вдохновения всех членов семьи. Перед восхождением проводили обряд подношения духу Оваа, духам земли и неба. А женщины брызгали молоко. Во время обряда, мы все молились высокому хребту, где находится Оваа, чтобы духи были милосердны к нам, чтобы был богатым урожай, чтобы трава была высокой и сочной, чтобы было обилие зверей и ягод в тайге, чтобы духи отводили болезни и спасали детей, чтобы было счастье и благополучие в наших семьях. На вершину восходили даже самые маленькие мальчики. Каждый год награждают подарками самого маленького участника восхождения, в 2019 это был мой двоюродный брат, Хомушку Ачыты, 7 лет. Самым старшим участником восхождения был всегда мой дедушка, Сандый Талгыжак Иванович, ему 75 лет. Самым маленьким участником обряда стал мой троюродный двухмесячный братик.

Этот обряд, собравший родственников, стал радостным праздником. Обряд освящения Оваа совершают ежегодно, независимо от обстоятельств, потому что он вселяет в нас надежду, радость, укрепляет веру в лучшую жизнь. Именно обряды освящения Богатого дерева и Оваа сплачивают и объединяют нашу семью, наш род. Я тоже буду передавать родные традиции своим детям. Тувинский народ издревле следовал священным традициям - не забывать свой язык, жить хозяином на своей земле, защищать честное имя своих предков".
Сандый С. А., Тыва, школьная работа (сокращенно).

"Место Оваа - на перевале, на вершине малых и больших гор. Оваа состоит из камней и жердей, имеет обычно конусообразную форму.. ..Было Оваа племени Тюлюшей в устье реки Алдын-Соор. Каждый год, в середине июня, в полдень проводили обряд освящения оваа. Шаман Айыыжы прославлял красоту данной местности, родного края племени Тюлюшей… Местом для оваа могло быть устье реки. Квжээ дагыыры (Обряд освящения изваяния)" Монгуш Кенин Лопсан, Тыва.

"Беседа для школьников
"Оваа - исполнитель желаний, поднимает дух народа"

Знание и соблюдение традиций своего народа - это уважение не только к самим себе, но и к прошлому и будущему своего народа, почитание старших и воспитание младших, осознание того, что ты неотъемлемый элемент сложившихся веками устоев жизни, которые ты должен передать будущему поколению. Есть поверье у тувинцев, что у каждого места (горы, тайга, реки, озера) есть хранитель, хозяин, который защищает и охраняет данное место. И приходя в такие места, человек должен попросить разрешения находиться там у хозяина местности при помощи специального обряда. Одним из ритуалов освящения местности является обряд "Оваа дагыыры".

Если освятили какую-то местность, необходимо туда наведываться - менять чалама (ленточки), кадаки. Каждый участник возведения оваа привез свой кадак, каждый положил оваа подношение, попросив и пожелав удачи, счастья и мира. Оваа поднимает дух людей, их дорога будет открытой, им сопутствует удача в делах. Проезжающие обязательно остановятся возле оваа, привяжут чалама, сделают подношения духам. Местные ламы и шаманы ежегодно освещают Оваа.

К сожалению, в жизни часто бывает так, что обида, страх, злость и другие отрицательные эмоции не дают нам покоя и даже могут вызвать болезнь. Отрицательные эмоции, разрушающие нас, могут касаться не только окружающих людей, но и нас самих. Это и недовольство собой, и низкая самооценка, и зависть к окружающим. Мысли о негативном имеют свойство притягивать этот самый негатив. Чтобы этого не происходило, нужно очиститься от отрицательных эмоций, понять и простить людей и себя самого. Во время освещения мы посидим тихо-тихо, почувствуем, как уносит из нашей души все отрицательное, лишнее…

Обряд освящения оваа может быть как семейным, когда собирается только одна семья, так и массовым, когда в нём принимают участие жители всей округи и устраивают праздник. Оваа в Шеле считался массовым, и поэтому устраивали празднества после исполнения шаманом всех обрядов "Сан салыры" и алгышей (шаманских песнопений-благопожеланий). И ощущение такое, как будто и в тебе что-то открывается, просыпается после зимней спячки" (сокращенно) сеть.

Мы молодцы.
Калмыкия 15. Ова - обитель духов земли и духов предков.
Калмыкия 14. Калмыцкая ВЭС. Ветряная электростанция.
Калмыкия 13. Финансы и романсы авто путешествия дикарями.
Калмыкия 12. Большое Яшалтинское озеро. Яшалта. Соленое. Березовское.
Калмыкия 11. Белый Старец. Цаган Аав.
Калмыкия 10. Фестиваль. Остров тюльпанов. Маныч-Гудило.
Калмыкия 9. Овата. Памятник быку. Калмыцкая порода - коровы, овцы, лошади.
Калмыкия 8. Элиста. Золотая обитель Будды Шакьямуни. Старый Хурул Сякюсн-Сюме.
Калмыкия 7. Троицкое. Карьер. Мемориал Депортации. Хурул Оргьен Саннгаг Чолинг
Калмыкия 6. Буддийские хурулы Калмыкии. Посещение, правила, съемка и пр.
Калмыкия 5. Цаган-Нур хурул Таши Гоманг. Эвдык. Мотр Цац в степи. оз. Сарпа.
Калмыкия 4. Большой Царын. Хурул Алдр Диилврин Сюме. Про рис, степь и туристов
Калмыкия 3. Буддийская ступа - цаца, субурган, пагода.
Калмыкия 2. История, люди, депортация. Это стОит знать.
Калмыкия 1. Начало

Всегда ваша И. Александрова. апрель 2022 с) laitiona.ru    vk.com/laitiona

Фотограф Инна Александрова фотосъемка детей, животных, репортаж


КАЛМЫКИЯ Ова  обитель духов земли




"Блог"     "Фото блог"

Об авторских правах
Использование любых фотографий и рисунков с этого сайта в коммерческих целях
(сайты, печатные издания, рекламные макеты, дипломы и т.д.) без согласия автора - запрещено.
Если Вы хотите опубликовать что-либо из представленных работ на своем форуме
- это можно сделать только при соблюдении следующих условий:
- фото (рисунок) берется как есть (не кадрируется, не изменяется масштаб и качество);
- обязательное указание автора и активная ссылка на этот сайт. http://laitiona.ru/
Не забывайте: у каждой работы есть владелец, а ваши сайты, как правило коммерческие

  Александрова Инна  -  Россия, Санкт-Петербург - laitiona

моб. тел. +7 911 906 92 70

krasnaya@bk.ru


Главная   Создание сайтов   Фотосъемка   Блог   Контакты   Ссылки

CopyRight2006 Дизайн и фотографии Александрова Инна - laitiona
При использовании материалов с сайта ссылка на сайт обязательна
http://laitiona.ru


      Яндекс цитирования