Главная
Заказать сайт
Макеты
Фотосъемка
Блог
Контакты
Ссылки



Блог - ДЕРЕВЯНИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

ФОТОСЪЕМКА ЖИВОТНЫХ, ДЕТЕЙ, РЕПОРТАЖ. WEB - ДИЗАЙН




июнь 2021

ДЕРЕВЯНИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ.
Деревяницы. Новгород Великий.

Одно из ТОПовых Новгородских местечек для меня, практически с душевной песней "смотриииии какая красотаааа…"!) Оно прекрасно, волнительно, фантазийно. Фото немного, "из под дождя", но фотографы поймут, что там можно творить)) Любителям красивой архитектуры - истинное наслаждение. Остальным - езжайте, Любуйтесь пока есть, оно того стОит. Совсем остальным - энергетика крылатая, ветер лови и..))

ДеревянИцкий монастырь основан в 1335 по приказу новгородского архиепископа Моисея. Находится в северной части В. Новгорода, на берегу протоки Деревянки.

Ну и обширная история по разным источникам сети.

Монастырь всегда был связан с Владычным двором Новгорода. В 16-15 вв. в монастыре доживали свой век ушедшие с кафедры архиепископы Алексий и Иоанн. В 1820х здесь жил на покое архиепископ Антоний (Знаменский). Из Деревяницкого монастыря был избран на владычную кафедру "владычен духовник" монах Омельян, нареченный Евфимием I Брадатым. Евфимий II покровительствовал обители. "Владычен огород" монастыря упоминается в 1582 г. В нач. 17 в. монастырь владел земельными вотчинами в Обонежской пятине и рыбными тонями на р. Волхов.

В связи захватом Швецией Карелии в 1581 в Деревяницы по указу Грозного перевели братию Коневского монастыря. Второй раз монахи Коневского переселились сюда в 1610, во время шведского нашествия. Они привезли с собой чудотворную Коневскую икону Божьей Матери, которая находилась в Воскресенском соборе до 1799 г.
Во время Смуты колокола монастыря были вывезены в Швецию. Два бронзовых колокола были подняты в 1987 экспедицией Морского музея Хельсинки со дна Финского залива у острова Мулон.

В н. 17 в. Деревяницкий монастырь был "разорен до основания - оба каменных храма стояли без кровель, церковное имущество разграбили, кельи и ограда сожжены. К 1620 г. Воскресенскую церковь восстановили и начали строительство келий. В 17 в. монастырский ансамбль изменился. После 1617 Успенская церковь более не упоминается. Была построена деревянная церковь Н. Чудотворца с трапезной. Известно, что она сгорела, и в 1672 поставили новую одноименную. В 1693 г. митрополит Корнилий благословил игумена Маркела "с братею" на строительство деревянной надвратной церкви Богородицы Одигитрии Тихвинской. К концу 17 в. в центре стояли два храма: древний каменный и деревянный, с примыкающей трапезной. Деревянными были и постройки внутри ограды: кельи, хоз. службы. Над святыми воротами - деревянный храм.

1ю треть 18 в. в Деревяницах ведутся работы, результатом которых стало полное обновление ансамбля. Начались работы с разборки в 1694 древнего Воскресенского храма. По благословению Корнилия "царского Величества ближний боярин и воевода князь Борис Иванович Прозоровский на том же месте завел церковь великую и строил тое церковь три лета из монастырской казны..." Возводили собор две артели. Одна Фомы Алексеева из Костромского уезда, вторая Никиты Киприянова из Ярославского. Это была высокая трехъярусная постройка в стиле московского барокко. Грандиозное сооружение можно связать с затеей Прозоровского - новгородские ансамбли, привести в соответствие с традициями западноевропейского барокко. В 1697, уже завершенная постройка, внезапно "разрушилась до основания". Причиной внезапного обрушения послужила, вероятно, сложность конструктивного решения, малознакомого или вовсе незнакомого костромским и ярославским мастерам.

На месте рухнувшего храма "по благословению" митр. Иова в 1698 г. возводится основной объем, сохранившегося до настоящего времени, большого собора. Тогда довести замысел до конца не удалось из-за недостатка средств. В 1700 игумен Антоний "с братьею" обратились с челобитной к митр. Иову "...пожаловать их благословити об около тре соборныя церкве з дву сторон по старому основанию построить две церкве с южной стороны во имя Иоанна Предтечи, а с сиверной стороны во имя Николая Чудотворца да паперть каменная".

К 1725 г. завершили строительство трапезной палаты с церковью Успения и колокольней. Но Амвросий связывает с тем временем лишь сооружение колокольни, что дает возможность предполагать, что возведение церкви с трапезной началось до 1717 г.

В 1729 заключили договор с крестьянином Костромского уезда Савой Павловым "с товарищи" на строительство "без отлагательства и отговорки... самым добрым майстерством" каменных братских келий. В качестве образца для оформления фасадов в договоре названа колокольня. Работы предполагалось вести "по их, архимандрита с братиею, показанию и данного чертежу".

При Иоанникии были возведены каменные двухэтажные настоятельские кельи. Опись 1764 показывает сложившийся к тому времени комплекс. Три храма, два каменных в центре монастыря с колокольней и одна деревянная надвратная церковь, построенная к 1764. К западу от собора располагались настоятельские кельи, в северной линии - два братских корпуса. Остальные постройки были деревянными. Внутри монастырской ограды находились поварня, квасоварня, солодовня, сушило, амбары, кузница, две бани. Два сада с яблонями и вишнями. За пределами рубленной в тарасы ограды с вишнями были конюший и коровий дворы, гумно с ригой, амбар, две ветряные мельницы "российского строения". Изменения 19 в. не существенны. Братским кельям надстроили этажи. В 1797 деревянную ограду сменила каменная с четырьмя башнями и тремя въездными воротами. Тогда же разобрана деревянная надвратная церковь.

В 1875 Деревяницкий монастырь был преобразован в женский. В нем разместилось училище для девиц духовного ведомства, преобразованное в 1882 в Новгородское епархиальное женское училище. Каменное трёхэтажное здание для него построено в 1884 заботами митроп. Исидора.

Воскресенский Собор, реставрированный в 1965-1973 представляет собой грандиозную по размерам постройку. К основному кубическому пятиглавому объему с выдвинутой восточной частью примыкает пятигранная апсида. С 3х сторон объем окружен невысокой папертью-галереей и двумя одноглавыми приделами. Собор выглядит нарядным благодаря фасадному убранству из резного кирпича. Многопрофильные карнизы, междуэтажные и цокольные тяги, наличники окон и порталов и др. элементы декора выполнены из разных типов профилированных кирпичей. Их около 50. Это валики, полочки, гуськи с полочкой, шары, балясинки, бусины, верёвочки, халы, ромбики, треугольные и круглые выступы, розанчики и т. п. Можно сказать, что такого качества декора из резного фигурного кирпича нет ни на одном памятнике Новгорода. Облик дополняла живопись в нишах завершения и яркая раскраска архивольтов и наличников на белом фоне стен.

Три входа ведут в здание с трех сторон. Невысокая паперть разделена стенами на пять сводчатых помещений. Приделы с востока отапливались. Остатки дымовых каналов и ниши-дымосборники сохранились до наших дней. Привлекает внимание сводчатое перекрытие, опирающееся на два поставленных в центре по оси север-юг столба. Чтобы не повторилось обрушение собора мастера армировали кладку столбов, а в кладке восточ. стены выложили мощную разгрузочную арку. Основной объем укрепили пятью ярусами металлических связей. От столбов на вост. и зап. стены перекинуты мощные подпружные арки, поддерживающие своды световых барабанов. В интерьере следы живописи 18 в. Она располагалась в простенках между окнами, на притолоках и арках проемов. Основная гладь стены была белой. Живопись не реставрировали.

Судя по местоположению центрального барабана Воскресенский собор в Деревяницах относится к редкому на Руси и единственному в Новгороде типу храма с "чистым двустолпием" - когда центральный барабан располагается по оси подкупольных столпов.

При украшении западной паперти мастера создают удивительные по красоте наличники, каждый на особую стать: то в виде затейливого жгута, обвивающего проем с перемычкой в виде двойных арочек, то в форме сложной прямоугольной рамы из балясин. Воскресенский собор - продукт: заказчика, диктующего основные характеристики, талантливого зодчего - автора проектного чертежа, и нескольких артелей (каменщиков, плотников, живописцев). Очевидно, что строили памятник приезжие мастера, из разных регионов. Возможно, вновь принимали участие Ф. Алексеев и Н. Киприянов "с товарищи"- создатели обрушившегося храма 1697 гг., т.к. в случае доказательства вины подрядчика в обрушении они должны были, согласно договору, переделать строение за свой счет. Какие-то работы (плотницкие) могли исполнить местные мастера.

Амвросий считал, что окончанием строительства церкви Успения с трапезной и колокольней был 1725 г. Однако, исследованиями установлено, что трапезная какое-то время была без колокольни, а ее западный фасад завершался фронтоном. Строительство церкви с трапезной, вероятно, длилось не один год. В 1795-97 над стенами церкви был надстроен деревянный восьмерик с куполом, барабаном, и главкой, существовавший до начала 20 в. В 19 в. шатровое завершение колокольни было заменено на граненый купол с шейкой и главой, переходящей в шпиль. В церкви надложены стены. Растесаны проемы в церкви и в трапезной. После разрушений, полученных с 1941 до 1964, безглавую, без крыш постройку, с пробоинами в стенах и сводах предлагалось разобрать. Но реставрация 1964-65 гг. хоть и проведена была не в полном объеме из-за нехватки средств, всё же позволила приблизить архитектуру к начальному виду, т.к. основы (стены, своды) сохранились подлинные.

Двухэтажный объем трапезной (16,5 х 26,4 м) разделен внутри стеной на две части: восточную, квадратную с одностолпными палатами на обоих этажах, и западную - "сени". Палата на 2м этаже использовалась как обеденный зал, а на 1ом были кухня и хоз. службы. Поднимались на 2й этаж по деревянным крыльцам в "сени". Между этажами - внутристенные лестницы. В стенах 1го этажа сохранились ниши дымосборники и дымовые каналы. В стенах подцерковья много нишек и аркасолей. Частично сохранившийся тонкий слой штукатурки с добавлением волокон льна, обнаружен на фасадах и внутри, на стенах и сводах 2го этажа. Основная декорация трапезной и церкви - наличники окон 2го эт. из полуколонок с бусинами и криволинейными кокошниками.

Надстроенная между 1730-35 г. колокольня - в совершенно иной манере. Это пятиярусная постройка, три нижних яруса квадратные, два верхних восьмигранные. Оконные проемы с "рамкой". Ниже яруса звона - пояс из арок. Повреждена в ВОВ. Реставрирована в 1965.

К 1913 монастырь относился всего лишь к 3-му классу. Но монастырь не был захолустным. Ежегодно 10 июля в Деревяницком монастыре проходил широко известный в Новгороде крестный ход - совершалась память чудотворной Коневской иконы, точный список которой имелся в церкви Успения и очень почитался жителями близлежащих селений.

В 1919 из монастыря были изъяты денежные средства, недвижимое имущество и сельхоз инвентарь. В 1920 монастырь упразднили, 14 монахинь и послушниц организовали сельхозартель. Храмы передали в бесплатное пользование коллективу верующих Деревяницкой слободы и с. Погорелец. В др. помещениях разместилась детская сельскохоз. колония им. К. Либкнехта (позднее им. М. Калинина), где содержали ок. 300 воспитанников. К 1931 артель упразднили, храмы закрыли, на территории устроили военный городок. При закрытии храмов заведующий Новгородским музеем Порфиридов сохранил для экспозиции ценные иконы (23 шт.) и изделия: 2 потира (18 в.), ложчатое кадило, дарохранительницу и потир иностранной работы. Др. предметы были отправлены в хоз. отдел ОГПУ Москвы или в металлолом. Позже была разобрана ограда (кон. 18 в.), часть келий. Уцелели только церкви и корпус училища.

В годы ВОВ на сев.-вост. главе Воскресенского собора фашисты устроили наблюдательный пункт. В ходе боев в храмах были уничтожены покрытия, в стенах образовались многочисленные трещины, снарядами повреждены центральный свод и стены собора.

Большой комплекс исследовательских, проектных и реставрационных работ, осуществленный в 1964-73 гг., позволили осмыслить эволюцию архитектурного ансамбля и историю строительства отдельных построек. После реставрации они предстали почти в первозданной красоте. Но…

К нач. 2007 храмы арендуются заводом "Стекловолокно", который размещается в близости от них. Успенская церковь закрыта, в Воскресенском соборе - склад.

На сегодня результаты реставрационных работ 1965 г. почти незаметны: купола обветшали, штукатурка во многих места сошла, стёкла почти все разбиты. Маковки двух куполов отсутствуют. Оставшиеся аварийны. В 1995 на соборе рухнул первый купол, а в октябре 2013 обрушился центральный. В бывшем здании женского училища располагается стационар Новгородского областного наркодиспансера. В июне 2015 проведены противоаварийные работы по сохранению Воскресенского собора. Была установлена временная кровля над двумя барабанами.

По состоянию на 2021 год монастырский комплекс находится в федеральной собственности. В управлении Росимущества сообщили, что неоднократно предлагали забрать церкви и епархии, и Новгородскому музею-заповеднику. Они не изъявили желания стать хозяевами древней обители, ведь расходы только на создание пакета документов на реставрацию - около пяти миллионов руб. Безуспешны и подаваемые с 2013 заявки на участие в госпрограмме "Развитие культуры и туризма". А тем временем в марте 2021 свалился уже третий купол собора, простоявший, как и два ранее рухнувшие, с послевоенной реставрации.

Источники pravenc.ru, museum.5322s16.edusite.ru, соборы.ру и проч.

Мы молодцы.

Всегда ваша И. Александрова. Июнь 2021 с) laitiona.ru    vk.com/laitiona

Фотограф Инна Александрова фотосъемка детей, животных, репортаж


ВСЕ ФОТО - ТУТ.


Деревяницкий монастырь Новгород Великий



"Блог"     "Фото блог"

Об авторских правах
Использование любых фотографий и рисунков с этого сайта в коммерческих целях
(сайты, печатные издания, рекламные макеты, дипломы и т.д.) без согласия автора - запрещено.
Если Вы хотите опубликовать что-либо из представленных работ на своем форуме
- это можно сделать только при соблюдении следующих условий:
- фото (рисунок) берется как есть (не кадрируется, не изменяется масштаб и качество);
- обязательное указание автора и активная ссылка на этот сайт. http://laitiona.ru/
Не забывайте: у каждой работы есть владелец, а ваши сайты, как правило коммерческие

  Александрова Инна  -  Россия, Санкт-Петербург - laitiona

моб. тел. +7 911 906 92 70

krasnaya@bk.ru


Главная   Создание сайтов   Фотосъемка   Блог   Контакты   Ссылки

CopyRight2006 Дизайн и фотографии Александрова Инна - laitiona
При использовании материалов с сайта ссылка на сайт обязательна
http://laitiona.ru


      Яндекс цитирования