Главная
Заказать сайт
Макеты
Фотосъемка
Блог
Контакты
Ссылки



Блог - НОВГОРОДСКИЙ ДЕТИНЕЦ. КРЕМЛЬ.

ФОТОСЪЕМКА ЖИВОТНЫХ, ДЕТЕЙ, РЕПОРТАЖ. WEB - ДИЗАЙН




июнь 2021

НОВГОРОДСКИЙ ДЕТИНЕЦ. КРЕМЛЬ.
Великий Новгород

Новгородский детинец (также Новгородский кремль) - памятник военно-оборонительного зодчества Росси 15-17 веков, на левом берегу реки Волхов. Первое летописное упоминание о нём относится к 1044 г. Памятник архитектуры федерального значения, охраняется государством. Новгородский детинец входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Общая площадь крепости составляет 12,1 га. Построенные на валу крепостные стены, протяженностью 1487 м, имеют высоту от 8 до 15 м. Толщина стен в разных частях крепости варьируется от 3,6 до 6,5 м. Из построенных в XV в. двенадцати башен, до наших дней сохранилось девять.

С момента своего основания кремль был политическим, религиозным и культурным центром Новгородской земли. Здесь находится древний храм России - Софийский собор и самая древняя из сохранившихся на территории России гражданских построек - Владычная (Грановитая) палата.

История строительства кремля, окутана легендами. Официальной датой основания города принято считать 859 год, основываясь на поздней Никоновской летописи 16 в. По "Повести временных лет" Новгород был основан до призвания варягов, то есть до 862 года, но, археологические раскопки в центральной части города говорят о том, что на территории древнего Новгорода нет культурного слоя 9 века. Древнейшие из найденных деревянных мостовых датируются серединой и 2й пол. 10 века. Глубже этих мостовых смешанный и неоднородный культурный слой, точную датировку которого установить сложно, но можно предположить, что город существовал здесь как минимум с начала 10 века. Самое раннее письменное упоминание Новгорода в иностранном источнике - в сочинении 949 года византийского императора Константина Багрянородного "Об управлении империей".

Центр Приильменья, столица новообразовавшегося первого государства славянских племен, место резиденции варяжских князей, вероятнее всего, располагалось на Рюриковом городище. Это подтверждается археологическими раскопками.

Первое упоминание новгородского детинца в летописях относится к 1044 г. и связано со строительством первой крепости князем Владимиром Ярославичем. До недавнего времени считалось, что до наших дней не сохранилось ни одного следа самой древней крепости, среди историков велись споры о месте ее нахождения. В ходе раскопок летом 2015 у внешней стороны северной стены Кремля археологи обнаружили массивные бревна, вероятнее всего, фрагменты древнейшей крепости 11 века.

В 1116 году Детинец был расширен и перестроен князем Мстиславом Владимировичем, в результате чего крепость достигла своих современных размеров.

В 1136 году в результате восстания власть князя в Новгороде была ограничена, а Детинец стал центром Новгородской республики. Княжеская резиденция была перенесена на Городище, где и располагалась в течение почти 350 лет вплоть до присоединения Новгорода к Москве в 1478 г. Большую часть детинца во времена Новгородской республики занимала резиденция новгородского владыки (архиепископа). Владычный двор был застроен церквями и хоз. постройками. Новгородский архиепископ был фактически главой государства, хранителем казны, контролером мер и весов. Владыка избирался пожизненно, и помимо всего прочего, он же заведовал строительством. Именно архиепископы возводили надвратные кремлевские храмы. В 1333 г. арх-п Василий начал строительство каменного детинца, полная же замена деревянной крепости на каменную закончилась в 30х г. 15 в. Кремль был сложен из известняковых плит и валунов. Фрагменты этой кладки сохранились до наших дней.

В 14 веке детинец был уже не единственной линией обороны Великого Новгорода. В это время вокруг города были построены укрепления Окольного города, от которого на сегодняшний день осталось кольцо земляного вала и Алексеевская (Белая) башня.

Глобальная перестройка кремля, в результате которой он приобрел свой современный вид, началась после присоединения Новгородской республики к Великому княжеству московскому. При ведении боя и обороны ставка делалась на огнестрельное оружие, а старая крепость не была к этому приспособлена. Не смотря на то, что в летописях говорилось о возведении детинца по старой основе, перестройка была столь значительной, что по факту он был отстроен заново. Строители использовали план старой крепости, так как хотели сохранить направление старых рвов и насыпей, а также воспользоваться мощной кладкой древних стен.

Новгородский детинец стал первой Российской крепостью, построенной из красного кирпича. Именно этот пример положил начало строительству крепостей с характерными зубцами в форме ласточкиного хвоста. Существует теория, что присоединение Новгорода к Московскому княжеству позволило Ивану III построить десятки крепостей такого типа. После присоединения Новгорода к Москве в 1478 г., из города были вывезены огромные богатства. Многие боярские семьи были высланы в Москву. В 1494 Иван III разорвал связи с Ганзейским союзом, закрыл ганзейскую контору в Новгороде, конфисковав все товары на огромную по тем временам сумму.

Для строительства новгородского кремля были приглашены ведущие итальянские архитекторы, кладку выполняли немецкие рабочие. В отличие от древних русских укреплений, новгородский детинец был крепостью нового типа, пригодной для артиллерии. От круглых стен отскакивали ядра, не нанося почти никакого урона основному массиву башен, которые были рассчитаны на ведение обороны. Башни кремля состоят из нескольких ярусов, каждый из которых рассчитан на пушки разного калибра. Верхний ярус позволял просматривать пространство, замечать противника еще на подступах. Высокие островерхие шатры возводились над башнями, чтобы прикрыть защитников крепости и при этом дать едкому пороховому дыму рассеиваться.

В течение 17I в. московское правительство следило за поддержанием обороноспособности новгородского детинца. В 1701 г. после сражения под Нарвой Петр I отдал распоряжение об усилении укреплений Новгорода и Пскова. Тогда же были отремонтированы стены и башни. Вскоре, в связи с изменением западных границ России военное значение Новгорода упало. В 1720 "велено Новгородскую крепость оставить и гарнизону там не быть". Однако с 1729 Новгород вновь оказался на некоторое время в штате крепостей по северо-западной границе.

В 20х 19 в. провели ремонтные работы. На месте разобранных в конце 18 века Пречистенской и Воскресенской башен были устроены проездные арки. Ремонтные работы детинца в 1830-40х годах имели своей задачей не столько укрепление, сколько общее благоустройство города.

В 1862 рухнуло прясло стены длиной в 170 м, примыкавшее к Дворцовой башне. В связи с намечавшимся 7 сент. 1862 торжественным открытием памятника "Тысячелетие России" царское правительство вынуждено было срочно восстановить обрушившийся участок и провести работы по благоустройству. Крепостная стена была возведена заново из нового кирпича без соблюдения древних норм. Ради экономии ее сделали значительно тоньше, с глубокими нишами.

Во время ВОВ детинец, как и весь Новгород, пострадал от артиллерийских обстрелов и немецкой оккупации. У Спасской башни был разрушен деревянный шатер. В башне Кокуй находился немецкий наблюдательный пункт, и во время боев за освобождение города на башню была сброшена авиабомба. Княжая башня была "оторвана" от стен кремля, но не рухнула.

После окончания войны и по сей день в новгородском кремле ведутся непрерывные работы по восстановлению исторического облика крепости, бережному сохранению старой кладки и замене аварийных участков. Также в детинце идут постоянные археологические раскопки, проливающие свет на средневековую и досредневековую историю жизни крепости. Сегодня ансамбль новгородского кремля является объектом наследия ЮНЕСКО и входит в новгородский музей-заповедник. На территории кремля размещается филармония, областная научная библиотека, музыкальное училище. В детинце проходят фестивали, праздничные мероприятия, выставки. Для посещения открыты некоторые башни и, частично, боевой ход кремля.

Софийский Собор
- один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Это самый старый из сохранившихся древнерусских храмов на территории России. Выстроенный кн. Владимиром, сыном Ярослава Мудрого, в 1045 - 1050 г., Софийский собор уже в 30х годах 12 в. перестал быть княжеским храмом, превратившись в главный храм Новгородской республики. До сегодняшнего дня новгородская София является символом города, а слова, сказанные Мстиславом Великим в 12 веке: "Где святая София, там и Новгород", до сих пор будоражат сердца горожан.
Софийский собор - пятинефный трехапсидный десятистолпный храм. С трех сторон к нему примыкают широкие двухэтажные галереи. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в зап. галерее. Маковицы в форме древнерусских шлемов.
Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 м ниже современного, до вершины креста центральной главы - 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона) и скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (цемянкой). Арки, перемычки и своды из кирпича. Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер иной. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками). Собор на протяжении десятивековой истории не перестраивали. Он ремонтировался после пожаров и войн, которые не смогли сильно задеть его. Стены Софии покрывались штукатуркой, а купола - свинцом, главный купол был позолочен в 15 в. при Калике.
Строительство первого каменного собора В. Новгорода началось в 1045 году и продолжалось либо до 1050, либо до 1052 (по разным источникам). Первоначально стены храма не были побелены, за исключением апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, где мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; но мрамор был заменён известняком, а мозаика - фресками.
Строился Новгородский Софийский Собор мастерами из Киева и Византии. Посвящение собора Софии - это фактически посвящение Богу, которое обращается к Софии Константинопольской, и еще древнее - к храму премудрости, построенному Соломоном.
В результате исследований под рук. Г. Штендера установлено, что первоначально галереи Софийского Собора строились открытыми по образу киевских и константинопольских храмов. Уже начав работу по возведению, архитекторы приняли решение закрыть галереи из-за особенностей холодного новгородского климата.
Первая роспись храма началась сразу после его постройки в сер. 11 в. К сохранившимся до наших дней фрескам относится "Константин и Елена". Основные работы по росписи собора проводили в 12 в., в 1108-1109 и 1144 г. Благодаря маленькой слабости мастеров, оставивших несколько своих автографов на память, а также благодаря счастливому случаю, позволившему старинным фрескам пережить все перипетии истории на протяжении 9ти веков, мы знаем, что одного из мастеров, расписывавших Софийский собор в 12I, веке звали Стефан. Он был, по-видимому, монахом-мастером, возглавлявшим работы. На одном из граффити Стефан даже изобразил себя с нательным крестом в монашеском клобуке. Встречаются на стенах собора и другие имена живописцев - Микулы и Радко.
Одним из подлинных сокровищ Софийского собора является древнейшая из сохранившихся на Руси рукописных книг - Остромирово Евангелие. Книга была изготовлена в 1056-1057 году и использовалась для ведения богослужений в Софии. В настоящий момент Евангелие храниться в российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.
Главная православная святыня Софийского собора - икона Знамение Пресвятой Богородицы (Богоматерь Знамение). По легенде она спасла Новгород от осады суздальского князя Андрея Боголюбского в 1170 г. Силы новгородцев и суздальцев были неравны, и защитники города начали молиться о чуде. На третью ночь осады новгородский арх-п Иоанн услышал голос, повелевший ему взять икону Богоматери и пойти с ней вокруг Детинца крестным ходом. Когда суздальцы стали обстреливать процессию, одна из стрел попала Богородице в глаз. Из ее глаз, по легенде, полились слезы, а суздальцев покрыла тьма. В ужасе они стали отступать от города, побивая друг друга. В честь иконы, архиепископ Илья установил праздник Знамения Божьей Матери, который празднуется Русской Православной Церковью 10 декабря (27 ноября).
Отдельного внимания заслуживают Магдебургские врата, которые также именуются Корсунскими, Плоцкими или Сигтунскими. На западном портале храма, полностью покрыты рельефными изображениями сцен Евангелия, искусно изготовленными западноевропейскими мастерами. Магдебургские врата в течение нескольких веков служили торжественным входом в собор. По одной из версий они были сделаны в 1153 г. в городе Магдебурге. Вероятнее всего, они стали военным трофеем новгородцев, ходивших в 1187 в шведскую столицу Сигтуну. Эти ворота были выполнены так искусно, что в 17 в. шведский король не забыл об утраченном пять столетий назад трофее, и во время оккупации Новгорода дал приказ главнокомандующему шведскими войсками вернуть ворота на родину. К счастью, главнокомандующий не посчитал возможным снять парадные ворота с главного храма новгородчины.
Одна из самых знаменитых новгородских легенд связана с фигурой голубя, сидящей на самом высоком центральном кресте Софийского собора. Во время разгрома Новгорода Иваном Грозным в 1570, голубь по легенде сел отдохнуть и окаменел от увиденного ужаса. Если каменная птица улетит, то наступит последний день Великого Новгорода.
Во время ВОВ, 15 авг. 1941, фашисты оккупировали Новгород. При одном из налётов или бстрелов города крест с голубем был сбит и повис на крепёжных тросах, и комендант города распорядился его снять. В Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус испанской "Голубой дивизии", воевавшей на стороне Германии, и как один из трофеев, крест главного купола был вывезен в Испанию. По запросу губернатора Новгородской обл. к посольству Испании в 2002 было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии в Мадриде. Настоятель Софийского собора Лев, получив сведения о местонахождении купольного креста, при встрече с президентом России осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.
16 ноября 2004 в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора. По заказу Новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста. Она передана испанской стороне взамен оригинального. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 и установлен 24 января 2007.

Звонница Софийского Собора
Почти у стены детинца стоит Софийская звонница. Первое упоминание о постройке относится к 1437 году. В 16 в., в связи с появлением более крупных колоколов, звонница была перестроена.

Часозвоня
Часозвоня расположена в сев.-зап. части Кремля. С запада к ней примыкает здание Судного и Духовного приказов, с востока - церковь Сергия Радонежского, с севера - пристройка к. 19 в Долгое время считалось, что существующая Часозвоня построена в 1443 году (по мнению др. в 1436) при архиепископе Евфимии II. Теперь доказано, что каменная сторожня Евфимия находилась в другом месте. Сторожня 1443 г. разрушилась в 1671 г. Часозвоня построена в 1673 г. по заказу новгородского митрополита Иоакима. Автор и строитель неизвестны.
Часозвоня являлась колокольней церкви Сергия Радонежского. В верхней части находились часы со звоном. Первоначально часозвоня завершалась двумя рядами кокошников, барабаном и куполом с крестом. В 1й пол. 19 в. завершение Часозвони перестроено: восьмерик стал венчаться восьмигранным куполом, на котором стояли столбики с перилами, поддерживающие купол со шпилем и крестом. В годы ВОВ завершение было утрачено и сложено в сев.-зап. части Кремля. В 1980х было восстановлено древнее завершение, состоявшие из ярусов кокошников и главки. Одновременно смонтированы электрические часы, отбивающие каждые полчаса в 60-пудовый колокол, отлитый еще в 1647 г. Памятник представляет большой интерес, поскольку построек подобного типа в Новгороде не сохранилось. Часозвоня самое высокое сооружение Кремля.

Здание Присутственных мест
С сер. 16 в. в Новгороде появились воеводы. В 17 в. в руках воевод фактически сосредоточилась вся полнота власти, так как Новгород был одним из важнейших пограничных городов Русского государства. Начало строительства Воеводского двора относится к нач. 17 в. Воеводский двор представлял большую усадьбу городского типа, огражденную деревянным тыном, за которым воевода, в случае необходимости, укрывался от восставших горожан. Главным административным зданием воеводского управления была Приказная палата, к северу от Воеводского двора. Остатки этого большого здания, выстроенного в к. 16 в., сохранились до нашего времени в нижней части так называемых Присутственных мест (ныне музей истории, архитектуры и искусства).

Памятник "Тысячелетие России" воздвигнут в Великом Новгороде на кремлевской площади в 1862 году в рамках празднования 1000-летия Российской государственности. Авторами проекта памятника являются художник Михаил Микешин, скульптор Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Идеологическая основа памятника - утверждение принципов "самодержавия, православия и народности". По композиции памятник воспроизводит "шапку Мономаха" - эмблему самодержавной власти Российской империи. Он состоит из гигантского шара-державы на колоколообразном постаменте. Таким образом, авторам удалось объединить два символа российской и новгородской истории - атрибут власти царя-самодержца и вечевой колокол. Общая высота памятника - 15,7 м. Диаметр гранитного постамента - 9 м, шара-державы - 4 м, окружности горельефа - 26,5 м. Вес металла памятника - 100 тонн, вес бронзового литья - 65,5 тонны. 128 фигур памятника композиционно делятся на три уровня.
Верхний ярус состоит из двух фигур. Ангел с крестом символизирует православие, а коленопреклоненная женщина - Россию. Эти фигуры находятся на державе, которая украшена орнаментом из крестов и опоясана надписью "Свершившемуся тысячелетию государства Российского в благополучное царствование Императора Александра II лета 1862".
Фигуры среднего яруса памятника олицетворяют шесть эпох Российского государства. Первый из них - князь Рюрик. Призвание варяг и основание Руси в 862 г. Следующая фигура князя Владимира Святославовича. Крещение Руси 988-989 г. Св. В. князь Дмитрий Донской - символ освобождения от татаро-монгольского ига 1380 г. Иван III Васильевич (Иван Великий) объединитель части русских земель вокруг Москвы. Основатель самодержавного Русского царства. Михаил Романов, князь Пожарский и Кузьма Минин отображают завершение Смутного времени и начало правление династии Романовых. Петр I - великий основатель Российской Империи.
Третий нижний ярус памятника покрыт горельефными фигурами выдающихся российских деятелей. Их можно разделить на четыре группы:
Просветители. 31 фигура с юго-зап. стороны памятника под фигурой Вел. Кн. Владимира. Здесь можно увидеть Кирилла и Мефодия, кн. Ольгу, летописца Нестора, Сергия Радонежского.
Государственные люди. 26 фигур на восточной стороне. В этой части увековечены Ярослав Мудрый и Владимир Мономах, Алексей Адашев и Алексей Михайлович, Екатерина II и Григорий Потемкин, Александр I и Михаил Сперанский.
Военные люди и герои. 36 фигур с северо-вост. стороны. Александр Невский, Ермак Тимофеевич, Богдан Хмельницкий, Иван Сусанин, Алексей Орлов, Суворов, Багратион, Нахимов и пр.
Писатели и художники. 16 фигур севэ-зап. части. Здесь можно увидеть Ломоносова, Державина, Лермонтова, Пушкина, Глинку, Брюллова.
История создания и открытия памятника
В 1857 в рамках подготовки к празднованию 1000-летия Российской государственности по постановлению Комитета Министров был объявлен конкурс на проект памятника, который планировалось поставить в Новгороде, куда по легенде и были призваны варяги. Выбор Новгорода, как центра гос. праздника не был однозначным. Ведь на протяжении нескольких веков Новгород ассоциировался с Вече и республиканскими ценностями. Однако Александр II лично поддержал идею проведения праздника в Новгороде, ведь державность, по мнению Императора-реформатора, не противоречила гражданским свободам.
В конкурсе проектов памятника сенсационно победил художник М.О. Микешин. Весь памятник решено было соорудить из бронзы. Закладка состоялась в мае 1861 на кремлевской площади Новгорода между Софийским собором и зданием присутственных мест. 7- 9 сент. 1862 в Новгороде прошли мероприятия празднования Тысячелетия Российской государственности. К этому событию в город приехало все августейшее семейство во главе с Императором, члены ближайшей свиты, несколько тысяч солдат, офицеров и простых зрителей. 8 сентября (21 по новому) 1862 памятник был торжественно открыт в присутствии Александра II.
Интересные факты о памятнике
На памятнике нет фигуры Ивана IV (Грозного). Было решено, что помещать его фигуру в Новгороде неэтично из-за прославленного разгрома города царем и казни новгородских бояр.
8 сентября как дату проведения торжеств и открытия памятника выбрали по трем причинам. Во-первых, это годовщина Куликовской битвы. Во-вторых, это православный праздник Рождества Богородицы. В-третьих, День Рождения наследника престола царевича Николая.
Строительство памятника обошлось в 500 000 руб., 150 000 из которых были пожертвованы населением. Для сравнения, в середине 19 в. 500 000 руб. стоил достойный особняк в Петербурге.
Фигуры Державина, Пушкина, Гоголя и Лермонтова изображены облаченными в римские тоги.
В последний момент в горельеф пришлось добавить фигуру Николая I.
В 1990-х в маленьком помещении внутри монумента нашли остатки лестницы, забытой строителями в середине 19 века.

Грановитая палата
Владычная или Грановитая палата кремля - одно из зданий комплекса средневекового Владычного двора. Строились повелением арх-па Евфимия в 30е г. 15 в. Первоначально Владычная палата, выстроенная из кирпича, была окружена открытой галереей, типичной для готики, ее освещали стрельчатые окна, внутрь вели порталы с лучковым фронтоном. Живописные работы были выполнены в 1441 г. В последующие столетия здание снаружи и внутри претерпело значительные изменения. Нижние этажи служили для хоз. целей, использовались в качестве кладовых, погребов, столовых. Зал верхнего этажа имел церемониальное назначение, где владыки могли принимать гостей, вручать дары, устраивать заседания, праздничные трапезы, встречать послов. Здесь после проведения исследовательских работ открыта кирпичная кладка сводов с нервюрами, опирающимися на круглый столб в центре. Название палаты "грановитая" появилось в публикациях в I половине 19 в. из-за особенностей декоративного оформления сводов готическими нервюрами - "гранями".
Стены палаты помнят многие события. Предполагают, что в парадном зале прозвучали слова указа московского Великого князя Ивана III 1478 о присоединении новгородских земель к Москве. Возможно, в январе 1570 в одном из помещений Иван Грозный устроил "кровавый пир". В 1822 зал верхнего этажа стал церковью, в честь новгородского арх-па Иоанна. Церковь была упразднена после 1917 г. В 1930е в главном зале открыта выставка о реставрации новгородских памятников. В период оккупации Новгорода во время 2й Мировой под сводами верхнего этажа устроили ресторан и казино для немецких офицеров. В 1958 разместилась постоянно действующая экспозиция "Декоративно-прикладное и ювелирное искусство XI-XIX".

Башня Дворцовая
Название башни происходит от находившегося поблизости Государева двора. Разрушившаяся верхняя часть башни 15 в. была восстановлена в к. 17 в. Тогда же стены башни получили скромную декоративную обработку в виде орнаментального пояска из треугольных впадинок и круглых розеток. Внутри пять ярусов. На уровне всех мостов имеются бойницы, в первую очередь обеспечивавшие фланкирующий огонь вдоль стен детинца.

Башня Спасская
Проезжая Спасская башня существовала в глубокой древности. В 1297 к башне пристроили надвратную церковь Спаса, замененную в 1426 г. храмом того же названия. Башня имела шесть ярусов. Внутрь детинца башня открывается высоким арочным пролетом, который образовался, по-видимому, в связи с разбором примыкавшего к башне надвратного храма. Наружный фасад башни подвергся значительным переделкам. Древние амбразуры и бойницы заложены, а вместо них появились декорат. розетки, и орнамент из ромбиков.

Башня Княжная
получила свое название, по-видимому, сравнительно недавно. Еще в документах 17 и даже 18 веков она фигурирует под названием "глухой" или "первой от Спасской башни". По внешнему облику близка Дворцовой. Башня была шестиэтажной и с двух сторон имеет выходы на стены. Судя по формам и особенностям, Княжая, Спасская и Дворцовая башни и примыкающие к ним прясла стен относятся к одному времени. Все построены в к. 15 в. и переделывались в 17 в.

Башня Кокуй
очень своеобразная по форме возвышающаяся над городом на высоту до 34 метров сторожевая башня. На месте этой башни в 17 в. существовала низкая глухая башня, именуемая в документах "раскат", верхний мост ее был предназначен для установки орудий. Нижняя часть существующей башни является остатком древней башни. Высота ее не превышала высоты крепостной стены. В к. 17 в. Кокуй была капитально перестроена. Древняя раскатная башня была превращена в главную башню Воеводского двора. Прямоугольную в плане постройку увеличили по высоте на три яруса, а над ними соорудили два уменьшающихся восьмерика. Самое верхнее помещение, находившееся во втором восьмерике, называлось "осмотрительной всего города палатой".

Башня Покровская
получила свое название от пристроенной к ней надвратной церкви Покрова. В инженерном отношении Покровская с ее многочисленными амбразурами, бойницами, навесными боями, развитой системой внутренних переходов значительно отличается от других башен новгородского детинца. Существенно отличается и само расположение башни по отношению к крепостной стене. В то время как все другие башни детинца лишь незначительно выступают за внешнюю линию стены, Покровская почти целиком расположена за стеной, как бы примыкая к ней с внешней стороны. Все эти особенности башни свидетельствуют о том, что она была сооружена уже в то время, когда задача организации фланкирующего огня из башен, в связи с развитием огневого боя, была решающим условием активной обороны. Это позволяет отнести Покровскую башню к более позднему времени, к началу 16 века.

Башня Златоустовская
Пятиярусная башня перестроена и реставрирована частично. В 16 в башня была превращена в тюрьму-застенок, получив название Тюремной, или Чертовой. С 17 в. за ней закрепилось название Златоустовской, так как неподалеку от нее стояла выстроенная в 16 в. церковь Иоанна Златоуста. В 1880 г. башня и примыкающие пристройки были перестроены и расширены для размещения в них Новгородского музея древностей, основанного в 1863 г.

Башни Федоровская и Митрополичья
Башни отличаются от всех других башен детинца формой - они круглые в плане. Первая из них до 17 в. называлась Круглой, или Красной, вторая получила свое название от надвратной церкви Федора, пристроенной к ней в 1233 г. Федоровская в древности была проезжей. Существующая круглая башня, сооруженная, по-видимому, в конце 15 века, проезжих ворот не имеет.

Башня Владимирская
уже в древности была проезжей. В 1311 г.к ней была пристроена надвратная церковь князя Владимира. Владимирская проезжая башня по своим формам близка к Спасской. Верхний ярус обеих башен не сохранился. На стенах сооружений можно увидеть щели ("гнезда"), где располагались "опускные решетки", при штурме ворот преграждавшие путь неприятелю. Кроме того, воротный проезд запирался мощными дубовыми воротами, петли для навески ворот сохранились доныне. Фасад Владимирской, выходящий в детинец прорезан аркой, появившейся здесь после уничтожения примыкавшего к ней надвратного храма. Внешний фасад украшен характерным для новгородского зодчества пояском из треугольных впадинок и поребриком. В центре фасада в нише сохранилось фресковое изображение Николы.

Церковь Андрея Стратилата
Небольшая церковь возникла не ранее к. 17 или нач. 18 века на разобранных развалинах древней Борисоглебской церкви, которую в 1167 выстроил боярин Сотко Сытинич. В 1969 внутри церкви Стратилата была раскопана сохранившаяся лестничная башня Борисоглебской церкви. Лестница в башне вела на полати (хоры) церкви. В 1405 из-за пожара охватившего Людин конец церковь сильно пострадала и в 1441 по указу арх-па Евфимия II строится новый храм на старом основании. При строительстве была разобрана лестничная башня и на её основании сооружён отдельный придел Андрея Стратилата. При завоевании Новгорода шведами в нач. 17 в собор подвергся сильному разрушению. В 1682 Борисоглебский собор обрушился и был разобран до основания, а сохранённый придел Андрея Стратилата расширен к востоку и обращён в самостоятельную церковь. От XV в сохраняются стены западного объёма и северная стена восточной пристройки. Они сложены из волховского плитняка, ракушечника и кирпича. Восточная и часть южной стены, так же как и своды, сложены из кирпича в 17 веке. В 1й пол. 19 в. храм перестраивается. Тогда был устроен новый свод и новый карниз, заменена кровля, сделана главка и звонница. В годы ВОВ церковь пострадала. В 1947 здание отремонтировали. В 1969под рук. профессора М. К. Каргера произведены исследования оснований лестничной башни 12 века внутри и снаружи. Были открыты нижние участки стен и хорошо сохранившаяся кладка центрального круглого столба с несколькими ступеньками винтовой лестницы. В 1970е стены пошли трещинами. Под рук. Г. М. Штендера были осуществлены противоаварийные работы. В 2000-03 проведены реставрационные работы фирмой "Десна" по проектам О. Н. Коваленко и Л. Г. Марковой. Были укреплены несущие конструкции. Из известняковых плит выложили пол, чтобы выявить форму круглого основания и стен лестничной башни. Тогда же под рук. Е.И. Серегиной, реставраторами Межобл. научно-реставрац. худож. упр. Москвы была раскрыта и укреплена настенная живопись 16-17 в. На северной стене церкви изображена процессия святых, обращённая к алтарю. Первым с востока представлен Андрей Стратилат. На западной щеке триумфальной арки в центре - композиция "Знамение Божьей Матери" в медальоне - образ, особо почитаемый в Новгороде. По сторонам от неё - изображения царей Давида и Соломона и неизвестных святых в медальонах. На стенах западного объёма, фрагментарно сохранилась грандиозная композиция "Вознесение Христа". На южной и северной стенах - 12 апостолов в рост, в трёхчетвертном повороте, обращённые к Богоматери. Образ её на западной стене. За спиной Богоматери - два ангела в белых одеждах. Уцелели только нижние части фигур Богоматери и ангелов. Из 12 апостолов только у одного сохранилось личное письмо. Остальные лики утрачены при устройстве позднего свода. Погибло и изображение Христа с ангелами и серафимами, которое находилось на утраченном своде.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
находится в западной части Кремля, вплотную примыкает фасаду стены и Покровской башни. Первое упоминание в 1305 г, когда посадник Семен Климович поставил каменную церковь на воротах от Прусской улицы (т. е. церковь была надвратная, пристроена к деревянной башне). В 1389 г. по приказу посадника Григория Якуновича старая церковь разобрана и на ее месте поставлена новая. В к. 16 в. церковь Покрова построена заново, древняя кладка относится именно к этому времени. В 1692-1693 церковь Покрова перестраивается: сделаны новые барабаны, пробиты новые окна, сделана двухэтажная пристройка, по проекту Семена Ефимова. С этого времени церковь Покрова стала и домовым храмом новгородских воевод. В к. 18 в. Покровская башня превращена в тюрьму, а церковь становится тюремной. Вероятно, тогда устроен переход из церкви в башню. В 60х 19 в. Покровская башня и церковь приспособлены под губернский архив. В 1889 под богадельню. До ВОВ к церкви примыкала стенообразная трехпролетная колокольня (не сохранилась). Храм серьезно пострадал в ВОВ (утрачена глава, крыша, часть кладки). Памятник относится к типу бесстолпных, одноапсидных, одноглавых храмов. Фасады оформлены скромно. Эта церковь одна из немногих такого типа, сохранившихся в Новгороде. Памятник архитектуры двух эпох - 16 в. и к. 17-18 в.

Источник novgorod.ru

Мы молодцы.

Всегда ваша И. Александрова. Июнь 2021 с) laitiona.ru    vk.com/laitiona

Фотограф Инна Александрова фотосъемка детей, животных, репортаж


ВСЕ ФОТО - ТУТ.


НОВГОРОДСКИЙ ДЕТИНЕЦ. КРЕМЛЬ. Великий Новгород



"Блог"     "Фото блог"

Об авторских правах
Использование любых фотографий и рисунков с этого сайта в коммерческих целях
(сайты, печатные издания, рекламные макеты, дипломы и т.д.) без согласия автора - запрещено.
Если Вы хотите опубликовать что-либо из представленных работ на своем форуме
- это можно сделать только при соблюдении следующих условий:
- фото (рисунок) берется как есть (не кадрируется, не изменяется масштаб и качество);
- обязательное указание автора и активная ссылка на этот сайт. http://laitiona.ru/
Не забывайте: у каждой работы есть владелец, а ваши сайты, как правило коммерческие

  Александрова Инна  -  Россия, Санкт-Петербург - laitiona

моб. тел. +7 911 906 92 70

krasnaya@bk.ru


Главная   Создание сайтов   Фотосъемка   Блог   Контакты   Ссылки

CopyRight2006 Дизайн и фотографии Александрова Инна - laitiona
При использовании материалов с сайта ссылка на сайт обязательна
http://laitiona.ru


      Яндекс цитирования