Главная
Заказать сайт
Макеты
Фотосъемка
Блог
Контакты
Ссылки



Блог - ЗНАМЕНСКИЙ СОБОР (монастырь). Новгород

ФОТОСЪЕМКА ЖИВОТНЫХ, ДЕТЕЙ, РЕПОРТАЖ. WEB - ДИЗАЙН




май 2021

ЗНАМЕНСКИЙ СОБОР (монастырь). Великий Новгород
Самый "не новгородский" собор Великого Новгорода. (музей)

Одно из мест второго Новгородского дня, в которое я влюбилась)) Он прекрасен.
Монастырь или собор? В большинстве источников, это место описывают, как Знаменский собор, но обнесённый стеной комплекс похож на монастырь. Говорят, часто новгородцы называют его Знаменский монастырь. На авто картах и сайте гос. охраны культурного наследия Новгородской обл. место отмечено тоже, как монастырь. При этом есть инфо в сети, что "Знаменский собор" никогда монастырём не был. В его границах существовала "Богодельня" или приют, а прочие корпуса для разных нужд - ограждение подчинённой собору территории. Вероятно, от того, что в богадельне в сер. 19 в. проживали престарелые женщины духовного звания, и располагалось Попечительство о бедных духовного звания - все это было весьма похоже на монастырь. Сам собор заложен на месте церкви "Знамения Божьей матери" 14 в. и похож на московские церкви.

Однотипная инфо о соборе в сети кочует с ресурса на ресурс. А вот информацию о постройках вокруг собора, я нашла только на официальном сайте гос. охраны культурного наследия ККиТ Новгородской обл. С нее и начнем)).

Постройки Знаменского монастыря, 17 - 19 вв.

Корпус восточный со стеной. Северная часть - 1710 г., Южная часть - 2-я четв. 19 в. Точная дата строительства не установлена. В книге П. Тихомирова "Историческое описание Знаменского собора" встречаются сведения о деревянном и каменном строении, располагавшемся с восточной стороны собора. Каменное здание сооружено в нач. 18 в. Между 1709 и 1719 гг. дьяконом М. Полянским, позднее, в 1719 его сын, И.М. Полянский, продал дом Знаменскому собору за 100 руб. Скорее всего, это здание можно отождествить с северной частью существующего памятника, которая воссоздана на обнаруженном фундаменте. На плане Знаменского подворья 1809 г. уже показаны оба восточных корпуса, причем, северное здание обозначено как каменная баня. Назначение и материал юго-восточного корпуса не указаны, по длине он, примерно, в два раза меньше существующего, возможно, был деревянным. Оба корпуса отмечены также на планах Новгорода 1810 и 1819 гг. План, датируемый 1862 г., свидетельствует, что баня уже разобрана, а юго-восточный корпус перестроен. Памятник пострадал в годы ВОВ. В послевоенные годы здание было отремонтировано и заселено жильцами. К началу реставрационных работ (1973 г.) памятник находился в плохом состоянии: крыша прохудилась, некоторые деревянные конструкции сгнили, в стенах имелись сквозные трещины. В настоящее время здание существенных утрат не имеет.

Корпус западный (богадельня), 1809 г., расположен к западу от собора, параллельно его западной стене и, вместе с примыкающими постройками, ограничивает территорию подворья. Каменная богадельня при Знаменском соборе сооружена в нач. 18 в. по заказу митрополита Иова, вскоре после окончания ремонтных работ в соборе. Даты строительства богадельни расходятся: П. Тихомиров отмечает, что строительство окончено в 1706 г.
По заказу митрополита Амвросия, губернский архитектор И. Дмитров разработал проект корпуса (план и фасад), на 50 человек. Строительство началось в 1809 на средства новгородского Архиерейского дома. Местоположение нового здания оказалось иным, оно поставлено под углом к прежней, разобранной до основания, постройке, пересекая ее фундаменты. Новый корпус первоначально был Г-образным в плане, без сев.-восточ. части. Внутреннее пространство разделено на 4 секции. Вход в каждую секцию был со двора через небольшое крыльцо с лестницей. В дореволюционное время назначение не менялось. Богадельня была женской. В середине 19 в. здесь проживали 60 престарелых женщин духовного звания, а в южной части располагалось Попечительство о бедных духовного звания. Памятник пострадал в годы ВОВ. В послевоенное время отремонтирован и заселен жильцами. С 1981 в здании размещался археологический отдел Новгородского музея.

Стена ограды с вратами (выявленный), между 1706 и 1714 гг. Стена ограды окружает Знаменское подворье с трех сторон и включает северное, южное и восточное прясла. Каменная ограда сооружена согласно документам в 1706-1712 гг. для защиты от пожаров по заказу протопопа Знаменского собора Георгия Иванова. В документах строителем ограды значился Деомид Ильин. На плане Новгорода 2й пол. 18 в. видно, что ограда примыкает к зданию богадельни. В 1810 при достройке богадельни разобран небольшой участок ограды до Святых врат. Северное прясло начинается от угла северного крыльца собора и продолжается до угла сев.-восточ. корпуса. Прясло имеет длину 30 м., высота стены составляет 3 м., толщина 70-75 см. Памятник сильно пострадал в ВОВ. В послевоенные годы, разрушенные стены разбирались жителями на кирпичи. К началу исследовательских и реставрационных работ (1971 г.) стены ограды находились в руинированном состоянии, кладка была утрачена на 80-90%. Восточное прясло сохранилось на высоту не более 1 м. Памятник представляет собой характерный образец каменной монастырской ограды нач. 18 в. Построек подобного типа в городе сохранилось крайне мало.

Источники: Архив гос. охраны КН Новг. обл. (Ядрышников В.А. Постройки 17-19 вв. Знаменского монастыря. Исторический паспорт НСНРПМ, 1986). Офиц. сайт Инспекция гос. охраны культурного наследия Новгородской обл. okn53.ru/postroyki-znamenskogo-monastyrya-xvii-xix-vv.html

* * * *

Знаменский собор выделяется своим "неновгородским" видом.
Изначально, здесь была построена Знаменская церковь для иконы "Знамение Пресвятой Богородицы", которая защитила в 1170 г. Великий Новгород от Суздальцев. До ее постройки, икона находилась в, рядом стоящей, Преображенской церкви (Спас на Ильиной). Сейчас, икона хранится в Софийском соборе новгородского кремля.

Согласно древнему преданию: "..в 1170 г., во время осады Новгорода суздальцами, архиепископ Илия молился несколько дней о спасении города. Потом он взял в Спасской церкви икону и поставил её на крепостную стену, лицом к нападавшим. Одна стрела нападающих попала в лик. Тогда икона сама отвернула лицо и источила слезу. В этот момент суздальцы потеряли зрение, и враг был разбит". Правда это или нет, но на иконе демонстрируется след той стрелы. Победа была чудом, ибо силы были неравны. В честь этой иконы - городской святыни, новгородцы построили церковь Знамения, а когда церковь обветшала, на ее месте соорудили Знаменский собор.

Организовал постройку собора, митрополитт Корнилий. Строительство финансировалось Архиерейским Домом. Заложили и строили стены московские стрельцы. Плотницкие работы выполняли новгородские мастера. В 1687 храм освятил Корнилий. В 1696 г. собор горел, был восстановлен, но несколько утратил первоначальный вид. Через три года установили иконостасы, с резными рамами в технике "флемованной" резьбы. Колонны представляли замысловатый узор вьющихся стеблей, листьев и гроздьев винограда. По документам, имена двух мастеров-резчиков - Иван Тимофеев и Василий Кобылинский. Подряд на иконописные работы был заключен с Карпом Золотаревым - одним из ведущих мастеров Московской Оружейной палаты. В 1702, при митрополите Иове, стены храма были расписаны артелью из Костромы - 30 иконописцев под руководством И. Бахматова. По периметру закомар помещён фриз с рисунком свойственным для московских и костромских строений. Храм богат наружной и внутренней стенописью. Роспись присутствует на сводах крыльца, на вратах, в полукружиях карниза. Знаменский собор со всех сторон окружен стеной, в которую встроены помещения. Колокольня и ворота сооружены в к. 17 - н. 18 в. Врата украшенные росписями, построены новгородскими или псковскими мастерами.

Сам собор представляет собой четырехстолпный, трехапсидный храм, окруженный с трех сторон двухъярусными галереями и завершенный трехъярусными куполами, из которых световой только центральный. Здание разделено на 2 этажа. Большой подклет использовался для хоз. нужд. На галереи вели 3 крыльца: между столбами-кубышками двойные арки с висячей гирькой. Западное крыльцо сохранилось. Северное было перестроено, а южное утрачено. Наличники окон имеют трехцветную окраску: синюю, зеленую и красно-коричневую (восстановлена реставрацией). Фриз над закомарами из лекального кирпича окрашен в зеленый цвет. Живопись украшает тимпаны закомар. Часть исторического декора безвозвратно утрачена. Полностью осыпалась роспись на барабанах. В н. 20 в. просматривались изображения херувимов, выполненные красной краской по тонкому известковому грунту, и растительный орнамент, нанесенный синей и желтой краской. Не уцелели прорезные позолоченные кресты на главах. Пострадали изразцовые фризы галереи.

Собор сильно пострадал в ВОВ. Немцы использовали его под казармы. В 1944 собор стоял без кровель, с дырами от снарядов, выломанными полами, закопченными фресками. Резные рамы иконостасов, вероятно, были сожжены.

В 1950е провели ремонтные работы кровли и реставрированы отдельные архитектурные формы. Работы продолжили в 1960-70е под руководством Г.М. Штендера. Штендер и Кузьмина выполнили проект реконструкции на первоначальную дату. Никольская разработала проект реставрации колокольни. Восстановление стенописей было начато в 1950е художниками из Москвы В.Г. Брюсовой и Г.С. Батхель, продолжено в 1970-80е бригадой новгородской мастерской.

Источники votpusk ru,соборы ру,
fb.ru/article/346813/znamenskiy-sobor-v-velikom-novgorode-istoriya-opisanie-foto

Мы молодцы.

Всегда ваша И. Александрова. Май 2021 с) laitiona.ru    vk.com/laitiona

Фотограф Инна Александрова фотосъемка детей, животных, репортаж


ВСЕ ФОТО - ТУТ


ЗНАМЕНСКИЙ СОБОР



"Блог"     "Фото блог"

Об авторских правах
Использование любых фотографий и рисунков с этого сайта в коммерческих целях
(сайты, печатные издания, рекламные макеты, дипломы и т.д.) без согласия автора - запрещено.
Если Вы хотите опубликовать что-либо из представленных работ на своем форуме
- это можно сделать только при соблюдении следующих условий:
- фото (рисунок) берется как есть (не кадрируется, не изменяется масштаб и качество);
- обязательное указание автора и активная ссылка на этот сайт. http://laitiona.ru/
Не забывайте: у каждой работы есть владелец, а ваши сайты, как правило коммерческие

  Александрова Инна  -  Россия, Санкт-Петербург - laitiona

моб. тел. +7 911 906 92 70

krasnaya@bk.ru


Главная   Создание сайтов   Фотосъемка   Блог   Контакты   Ссылки

CopyRight2006 Дизайн и фотографии Александрова Инна - laitiona
При использовании материалов с сайта ссылка на сайт обязательна
http://laitiona.ru


      Яндекс цитирования