Главная
Заказать сайт
Макеты
Фотосъемка
Блог
Контакты
Ссылки
Каталог сайтов
Форум



Блог - САЙМЕНСКИЙ КАНАЛ. ИСТОРИЯ.

ФОТОСЪЕМКА ЖИВОТНЫХ, ДЕТЕЙ, РЕПОРТАЖ. WEB - ДИЗАЙН




Сентябрь 2020

САЙМЕНСКИЙ КАНАЛ. ИСТОРИЯ.

Первая попытка соединить озеро Сайма с Финским заливом относится к 1500 и 1511 гг., вторая к 1600 г. Позже, предлагалось устроить соединение в обход Иматры. Но не было финансов. В 1826 из Саволакса и Карелии решено было отправить в Петербург депутацию крестьян к императору, с просьбой соединить озерный край с приморскими городами. Николай I принял депутатов, повелел произвести изыскания. Но средств опять не было. В 1834 губ. Выборга Рамзай вновь поднял вопрос о канале. Ход делу дали Меньшиков и сенатор Л.Ф. Гартман. В Выборге был учрежден комитет для составления плана и сметы. В результате, выяснилось, что горизонт озера выше уровня моря на 256,5 футов и стоимость сооружения обойдется в 3 миллиона рублей. Деньги были ассигнованы с рассрочкой на 15 лет. В 1845 начались работы. Шведский инж. Н. Эриксон внес улучшения. Первым начальником работ был барон Карл Ф. Розенкампф, прозванный "бароном каналов". Но в 1846 он умер и начальником стал генерал-майор Шернваль. Все работы по сооружению велись на средства Финляндии. Казну не обременяли и долги не делали. Общая стоимость - 12 381 800 финских марок. Длина канала составила 54,5 версты. От с. Лауритсала до мыса Лавола было построено 28 шлюзов из гранита.

26.08.1856 состоялось открытие Сайменского канала. Событие было приурочено к коронации Александра II. По берегам канала поставили памятники с надписью на русском и шведском языках: сенатору Л.Ф. Гартману, князю Меньшикову, графу Ф.Ф. Бергу, инженеру и строителю Эриксону. У шлюза №9, названного "царским", на отвесной гранитной стене было написано: "Николай I и Александр II - торговле и благосостоянию Финляндии". Открытие канала состоялось на 4 года раньше, чем предполагалось. Население Саволакса и Карелии освободилось от зависимости от гаваней северной части Ботнического залива и Ладоги. Польза от канала могла быть более значительной, если бы сразу было устранено корыстное вмешательство выборгских купцов-экспортеров. Из боязни утратить выгоду, посредством интриг, они устроили так, что шлюзы были недостаточно широкими для пропуска больших судов. Все суда, идущие каналом, не более 7м шириной, должны были перегружать товар в Выборге. Из-за этого канал потерял часть значения. Позже, после перестройки канала, ширина шлюзов увеличена.

До революции, Сайменский канал, как достопримечательность Финляндии, был известен, и путешествующие использовали этот район для отдыха. Окруженный красивыми зданиями, парками и насаждениями, канал стал туристическим объектом. Первая тур. карта канала была выпущена за 4 года до завершения строительства. В оживленные сезоны по каналу проходило 27 рейсовых теплоходов в день. Туризм требовал, развития сферы обслуживания. В Ряттиярви, Юустила и Лауритсала были построены гостиницы, а пароходная компания Выборга выстроила павильон рядом со шлюзом. Лауритсала оживился. Там построили два магазина, кафе и пивоваренный завод. Гостиница Сайма стала самой крупной на канале. На острове Саунасаари, располагались киоск и общая сауна, известная своим ярким образом жизни. Для отдыха служили места для ожидания, оборудованные навесами, смотровые башни и киоски, содержавшиеся за счет сооружений канала. В 1870 были организованы рейсы к шлюзу Ряттиярви, откуда дилижанс доставлял туристов в гостиницу Иматры. Розовое здание гостиницы Реттиярви было и рестораном и станцией. После завершения ж/д Карелии в 1892, движение по каналу сократилось, но Ряттиярви по-прежнему остался популярным. Первую половину пути до Иматры совершали на поезде, другую - в экипаже или на пароходе. Популярными были маршруты из Выборга на финские курорты. В Ряттиярви было много дач и усадеб. Самой роскошной из них была дача министра иностр. дел России А. Вон Гиерса. Первые дачи на канале появились еще во время строительства. Участки, находящиеся в служебном пользовании, украшали посадками, и предлагали сдачу в аренду и под строительство. Вскоре дачи обрамили канал до Нуйамаа. Кроме красот местности, популярности добавляло хорошее сообщение рейсовыми теплоходами. Дачи были украшены резьбой, башнями и балконами, их окружали сады с беседками и причалами. Самым известным имением было Лавола, рода Чесефф, в устье. Дачи и усадьбы образовывали ансамбль, атмосфера была интернациональной и веселой. Посещения, прогулки и концерты оживляли общественную жизнь, и давали возможность заработать местному населению.

Сооружение канала к тому времени было самым крупным строительством Финляндии. После его завершения на Сайме началось строительство судов для эксплуатации нового пути. На территории водной системы строили промышленные центры. Петербург и г. Сайма оказали друг на друга влияние не только в товарообороте, но и в переселении в обоих направлениях. Конец столетия стал в Финляндии золотым для бальнеологических курортов. В районе Саймы были популярны курорты с казино, оркестрами, затейниками и сдававшимися виллами. После первой мировой, независимость Финляндии, прервала поездки петербуржцев по каналу, многие дачи обветшали, потом война окончательно их разрушила. Прекращение круизов петербуржцев в 1920-30 г. означало угасание пассажирского движения по каналу.

В начале прошлого столетия на Сайме было почти двести самоходных барж, 130 др. пароходов и более 500 буксирных барж. Примерно 3500 жителей Саймы получили работу на судах. С приближением зимы моряки перебирались на лесозаготовительные работы, капитаны судов становились руководителями работ и писарями, матросы - вальщиками леса и перевозчиками.
По каналу до второй половины 1870-х проходило примерно от 2000 до 3000 судов в год. В 1913 был поставлен рекорд в 10 955 рейсов. На самом деле, канал использовался недостаточно. Сезонные изменения количества судов были значительными. Паровые суда использовались для местного движения по каналу и для буксировки безмоторных судов.

В планах ВС Финляндии в 1930-е Сайменский канал рассматривали только как путь для снабжения армии. Финны верили, что смогут остановить захватчиков на главной линии обороны, или линии Маннергейма. За ней, однако, были спланированы линия V и линия T в южной части Выборга. Но осенью 1939 было отмечено, что канал может оказаться в зоне боевых действий. Появилась цель сделать его заграждением в противотанковой обороне. Преобразование плотин начали со строительства в каждой камере деревянных и каменных конструкций, которые со стороны противника были укреплены камнем. По расчетам, канал не должен был замерзнуть, но из-за суровых морозов замерз. На озерах курсировали ледоколы. 10 ноября начали строить плотину на юге канала, таким образом, были затоплены обширные области. Естественная поверхность озер здесь была 8,5 кв.км, после затопления площадь воды стала примерно 35км. Поступление воды в канал было прекращено 15.03. 1940, после окончания боев. Во время войны 1941-44 плотины в военных действиях не использовались, но влияли на ход боев. Во время позиционной войны канал был приведен в порядок для судоходства и боевые действия там не велись. Летом 1944 канал использовали для эвакуации гражд. населения.

До Второй мировой Сайменский был важнейшей магистралью Финляндии. В силу того, что новая граница, между СССР и Финляндией по мирному договору 1940 г., разделила канал на две части, он перестал функционировать. Для возобновления судоходства требовалось не только сделать реконструкцию, но и достичь соглашения об использовании советской части. В 1948 Финляндия решила поставить перед СССР вопрос об использовании финнами части Сайменского канала, проходившей по его территории. Но официально обсуждение начали в 1954. По договоренности, в СССР выезжала группа финских специалистов для изучения состояния канала от гос. границы до Выборгского залива. Пришли к заключению, что канал годен для восстановления. Однако, решение вопроса из года в год откладывалось. Только, в 1962 был заключен договор о передаче СССР Финляндии в аренду на 50 лет советской части канала. В 1963 начали реконструкцию.

В 1927 канал начали перестраивать для 1000-тонных судов. Работы были выполнены примерно на 38%, но многое было уничтожено в войну. Комиссия Финляндии определила, что завершение работ обойдется примерно в 145 миллионов марок. Начало проектных работ затрудняло то, что на участок канала, на территории СССР, было невозможно попасть до конца 1963. Проектные работы могли начать в той части, где не требовались точные данные о месте строительства. Финляндия была связана обязательствами построить канал в течение пяти лет. Было решено, что канал нужно строить для более крупных судов, чем ранее. Смета расходов выросла примерно до 190 миллионов марок. Канал рассчитывался для судов размером 78,0 х 11,0 х 4,2 м.

Согласно договору Финляндия отвечала за все работы по строительству канала, в том числе и на арендованной территории СССР. После подписания договора 27.08.1963 произошел обмен ратиф. грамотами, но строительство не началось. Представителем от Финляндии стал губернатор Урхо Киукас, от СССР - морской инж. Г.Ж.Пиасецкий. Были определены границы арендованной территории и решены вопросы въезда и пребывания. Начали с картографирования и почвы. В нач. 1964 организовали Управление строительства канала, начальник инж. Антон Ортамо. Работы шли медленно. Проекты запаздывали. СССР очень недоверчиво относился ко всем этапам, не легко было дать, разрешение на аэросъемку в приграничной зоне. В итоге, русские сами провели съемку, а финны составили карты. Основные работы на арендованной территории следовало начинать со строительства дорог, и проведения ЛЭП со стороны Финляндии до Брусничного. В конце 1964 СССР заявил, что нет необходимости утверждать детальные планы, достаточно утверждения крупных общих проектов. Работы могли быть выполнены по финским проектам, и в конце утверждены на совместном рассмотрении. Это облегчило работы на аренд. территории.

Длина канала составила 43 км, из которых примерно 20 км расположены на арендованной территории. Для преодоления разницы уровней моря и Саймы, которая примерно 76 м, были построены 8 шлюзов, 5 из них на арендованной территории. Через канал было построено 7 разводных и 6 обычных мостов. Строительство шлюзов, ворот и установка оборудования велись в 1967. Графики были жесткими. Для работников строили барачные лагеря в Илистое и Искровка.

При углублении фарватера Брусничное- Выборгский залив (прим.14,5 км), который остался за пределами арендованной территории, финны выполнили все земляные работы с твердым грунтом и расчистку дна, а русские работали с мягким грунтом. СССР построил авто и ж/д мосты через Гвардейский залив. Финляндия оплатила все фарватерные работы. Работы по расчистке дна и строительству мостов выполнялись совместно. Ж/д и авто мосты, и связанные с ними работы оказались самыми дорогостоящими во всех строительных работах канала, за них пришлось заплатить 35 млн. марок, или почти 12 % всех расходов. СССР построил мосты по своим проектам в ноябре 1966, после этого финны углубили фарватер. В конце СССР выстроил за счет Финляндии сооружения для безопасного выхода в море.

Работы закончились, и канал смогли заполнить водой во время весеннего паводка 1968. Первые пробные плавания были сделаны в мае 1968. Тем же летом, обе стороны создали комиссии, для подтверждения завершения работ и документирования результатов. Право на содержание и эксплуатацию канала и оборудования, по условиям договора, принадлежало Финляндии, но сооружения для безопасного прохода по фарватеру остались на СССР. Движение по каналу началось в июле 1968. Окончательные затраты выросли до 300 млн. марок. Без доверия между государствами такая работа была бы не возможна в годы холодной войны. На берегу канала на гранитной стеле имеется памятная надпись: "Реконструкция Сайменского канала - 1963-1968 - результат дружбы народов Советского Союза и Финляндии". Как сказал У. Кекконен, дружба между двумя народами "здесь, на Сайменском канале, отлита в бетоне и высечена в скалах".

Современная эксплуатация канала
Годовой грузооборот колеблется от 1,7 до 1,3 млн тонн, количество пассажиров постепенно уменьшается (около 20 тыс. чел. в год), из-за визовых ограничений. В 2019 завершили ремонтные работы по замене ворот шлюзов, теперь канал может использоваться круглый год. Правовой режим имеет особенности, в частности на территории РФ действуют законы России, но с рядом оговорок. Например, Финляндия может строить объекты инфраструктуры (для эксплуатации канала), но не может использовать природные ресурсы. Пограничный контроль России у шлюза «Пялли», таможенный у шлюза «Брусничное». Со стороны Финляндии погран. и таможенный контроль происходит у причала «Нуйямаа». Таким образом, свободное перемещение по каналу на территории России без досмотров возможно только до первого шлюза. Аренду продлили ещё на 50 лет. Финляндия будет платить 1,22 млн. евро в год за пользование каналом и будет выплачиваться дополнительная арендная плата в соответствии с уровнем трафика.

Источник и полная версия статей тут karelkurs.narod.ru/files/saima.en.html

А Мы молодцы!

Всегда ваша И. Александрова. Сентябрь 2020 с) laitiona.ru    vk.com/laitiona

Фотограф Инна Александрова фотосъемка детей, животных, репортаж


ВСЕ ФОТО - ТУТ


сайменский канал



"Блог"         "Фото блог"

Об авторских правах
Использование любых фотографий и рисунков с этого сайта в коммерческих целях
(сайты, печатные издания, рекламные макеты, дипломы и т.д.) без согласия автора - запрещено.
Если Вы хотите опубликовать что-либо из представленных работ на своем форуме
- это можно сделать только при соблюдении следующих условий:
- фото (рисунок) берется как есть (не кадрируется, не изменяется масштаб и качество);
- обязательное указание автора и активная ссылка на этот сайт. http://laitiona.ru/
Не забывайте: у каждой работы есть владелец, а ваши сайты, как правило коммерческие

  Александрова Инна  -  Россия, Санкт-Петербург - laitiona

моб. тел. +7 911 906 92 70

krasnaya@bk.ru


Главная   Создание сайтов   Фотосъемка   Блог   Контакты   Ссылки

CopyRight2006 Дизайн и фотографии Александрова Инна - laitiona
При использовании материалов с сайта ссылка на сайт обязательна
http://laitiona.ru


      Яндекс цитирования